Екатерина Бутримова
Екатерина Бутримова
Финансовый директор
Екатерина Евдокимова
Екатерина Евдокимова
Редактор

На складе магазина брендовой одежды 13 лет не проводили инвентаризацию и не отслеживали, сколько продали и что осталось. Запасов скопилось на 35 миллионов. Эти миллионы были превращены в платья и свитеры: на них не купишь ничего другого, пока не продашь, а продавались вещи не быстро. В этой статье расскажем, как получилось навести на складе порядок и уменьшить запасы на 9 миллионов. 

Как получилось, что на складе много товаров

Компания 13 лет продавала женскую брендовую одежду от крупных модельеров. Владелица компании тщательно отбирала товар: ездила на показы в Европу и Москву, просматривала каталоги дизайнеров, находила интересные модели ― в общем, подходила к делу с душой.  

Продавали онлайн с доставкой по России и в магазине, там можно посмотреть и примерить вещи. В магазин и доставку одежда поступала из склада. Он был забит товарами, что на нем лежит непонятно ― за все 13 лет не было анализа товарных остатков. Ясно, что там были вещи, но сколько их и насколько они нужны покупателями ― неизвестно.

Каждый год владелица магазина ездила в Европу отсматривать новые коллекции и привозила новинки: часть уходила в магазин, а остатки ― на склад, на котором могли остаться надолго. Вещи покупались, исходя из видения владелицы компании, без анализа ассортимента и спроса. Иногда она попадала в яблочко и коллекция уходила влет, но бывало и так, что вещи ждали своих хозяек пару лет.

Почему затоваренный склад был проблемой

Потому что это не давало зарабатывать больше денег. Вот пять причин.

1. Деньги оборачиваются дольше, чем могли бы. Трудно продавать то, не знаю что ― ведь непонятно, что именно на складе есть. Эти вещи не выставляются и залеживаются. Одежда, конечно, не портится, но чем дольше она лежит, тем дороже обходится хозяйке магазина ― за это время она могла бы уже несколько раз обернуть деньги, вложенные в этот товар. 

2. Чем дольше вещи лежат на складе, тем больше на них тратят. Ведь, несмотря на то, что вещи есть, пить не просят, на их содержание все равно нужно тратить деньги, например, на аренду, содержание склада и зарплату кладовщика. 

3. Нет места для новинок и востребованных товаров. Пока вещи залеживались на складе, в него не могли впихнуть другие товары, которые уходили бы быстро ― склад же не резиновый. 

4. Мало живых денег для актуальных трат и покупки новых товаров. Остатки на складе ― это замороженные деньги, которые никуда не потратишь, пока не продашь эти запасы. Из-за этого бывает кассовый разрыв, потому что живых денег на какие-то нужды компании может не хватать.  

5.  Товар может морально устареть и придется продавать его дешевле. Хоть дизайнерская одежда ― это не йогурты и колбаса, но слишком долго хранить ее ― тоже не вариант, потому что мода меняется, выпускаются новые коллекции, а постоянные клиенты уже видели этот товар, им хочется новинок.

Над чем мы решили работать

В компании много запасов и высокая оборачиваемость, то есть много всего накупили и долго это продают. Мы решили, что нужно продавать быстрее и держать на складе меньше, поэтому решили заняться двумя показателями ― оборачиваемость товара и его количество на складе. Давайте разберемся, что это такое.  

Оборачиваемость ― это время, за которое реализуется товар. Считают дни, за которые превратили товар в деньги, или коэффициент, то есть сколько раз компания успела бы продать товар за заданный срок. Чем меньше товар лежит на складе, тем больше раз компания провернет деньги, получая после каждого оборота прибыль.

По-хорошему, в розничной торговле одеждой нормальный срок оборачиваемости запасов ― примерно полтора года. В этом магазине ― до двух с половиной лет. Вроде не так уж и много, но чем меньше товар лежит на полках, тем эффективнее мы используем деньги и труд работников, и нужно стремиться уменьшать этот срок. Поэтому мы решили работать над понижением оборачиваемости: продавать нужно быстрее. 

Затоваренный склад одежды ― это деньги, которые лежат в виде свитеров и пальто, но потратить их нельзя ― только продать. Когда мы начали работать с компанией, запасов на складе было на 35 миллионов. А это многовато для небольшого бутика. Мы решили поработать над уменьшением запасов на складе.

Что сделали для того, чтобы уменьшить запасы на складе

Мы решили, что нужно контролировать товары на складе, отслеживать, что хорошо продается, проводить интересные акции, чтобы покупали больше, и тщательно планировать закупки. Вот что мы сделали для этого. 

Регулярно проводим инвентаризацию. Чтобы взять запасы под контроль, нужно было их посчитать. Для этого позвали всех продавцов и провели большую и трудоемкую инвентаризацию и составили реестр, в котором есть информация по остаткам товаров.

Это была очень нужная работа, потому что теперь мы знали, что у нас есть и сколько, могли анализировать эту информацию и принимать решения. Стали делать эту работу регулярно. Теперь два раза в год магазин закрывается на инвентаризацию: выходят все продавцы, считают товары и заносят информацию в специальную форму. Мы в курсе, что есть на складе.

Во время инвентаризации нужно заполнить немало документов. Один из основных ― инвентаризационная ведомость, в ней описывают товары, которые есть в наличии.

Анализируем продажи. Смотрим, что хорошо продается, а что долго лежит. Для этого ввели ABC-анализ по ассортименту. Категория А ― это товары, которые делают больше всего выручки. Категория С ― это то, что покупают редко или то, что не приносит много денег. Между ними ― категория B.

С помощью ABC-анализа можно посмотреть, какую долю в выручке занимает конкретная категория, выделяем те, которые дают больше всего выручки и закупаем их побольше. А на те, что спрос невысокий, даем скидки, чтобы они не залеживались. Можно смотреть по группе товаров, объединяя их по разным признакам. Мы пробовали объединять товары по разным категориям, например, по брендам или по размерам от XS до XXL.

Как может выглядеть ABC-анализ. Шаблон есть в отчете по управлению запасами в нашей барсетке. Скачать можно через форму ниже ↓

Планируем распродажи. Проанализировав продажи и остатки на складе, мы планируем распродажи: выделяем группу товаров ― например, неделя свитеров или месяц какого-то бренда ― и рассчитываем, какую скидку мы можем дать без ущерба для себя. Это помогает разгружать склад от тех вещей, которые лежат на нем давно.  

Применяем систему лояльности. Мы провели АВС-анализ не только по категориям товаров, но и по клиентам: выделили группу покупателей, которые дают больше всего выручки. Для них сделали бонусную систему, в которой скидки были от суммы покупок. Людям приятно, что у них есть бонусы, а нам хорошо, что есть постоянные покупатели. 

Отслеживаем движение товара на складе. Каждый месяц директор магазина проводит презентацию для владелицы компании, финдира и менеджеров. На ней он рассказывает о том, как идут продажи, сколько вещей и из каких категорий купили и на какую сумму остались запасы на складе. Это помогает держать руку на пульсе и контролировать остатки товара. 

Вовлекаем сотрудников в планирование закупок. Используем данные ежемесячной презентации для того, чтобы вместе с менеджерами, директором магазина и владелицей бизнеса, тщательно планировать закупки. Прорабатываем структуру закупок: берем больше тех позиций, которые хорошо заходят, и уменьшаем долю оригинальных новинок или не ходового товара. А еще планируем бюджет закупок и стараемся не закупать много впрок.

Какие результаты получили

Мы работали над уменьшением запасов и срока оборачиваемости товаров. Нам удалось за год снизить запасы на складе с 35 до 26 миллионов. Период оборачиваемости тоже стал короче ― около полутора лет вместо двух с половиной. Хотя в некоторые периоды он увеличивается до двух лет, а в некоторые уменьшается до года с небольшим.

Нужно отслеживать движения товаров и контролировать остатки на складе, анализировать ассортимент и работать над тем, чтобы товары не залеживались на полках. Это поможет эффективнее использовать ресурсы компании и зарабатывать на магазине больше.

Вот, что еще можно почитать по этой теме.
Как посчитать, сколько товара должно быть на складе
Как инвентаризация на складе помогла уменьшить неходовой товар
Как учитывать запасы

29 января
351

управление запасами, запас товара, продукции на складе, как провести инвентаризацию на складе, инвентаризация товарно-материальных ценностей тмц, как провести abc анализ, абц анализ товаров, оптимальный размер запаса на складе, движение запасов на складе, планирование закупок

Развернуть