Управленка. Глава 2

По нашим наблюдениям, и мелкие стартаперы, и компании с оборотом больше 60 миллионов в год не умеют считать прибыль.

Чаще считают так: сколько денег пришло минус расходы, а все что осталось — прибыль компании. А потом бах, кассовый разрыв.

Не все так просто. На подсчетах прибыли мы не то, что собаку — кита съели. Объясняем на пальцах.

Это практический урок. Будет сложно, но вы не умрете. Мы же не умерли. Давайте-ка, собрались и поехали!

Если в кассе много денег — это еще не значит, что бизнес прибыльный

Если у компании много денег на счету или в кассе, она может быть убыточной. Так бывает, когда вы получили предоплат за несколько проектов, а услугу еще не предоставили. Фактически, вы храните деньги клиента на своем счету, но вашими они станут, когда подпишете акты за выполненные работы.

Бизнес — это про обязательства, а не про деньги:

У вас — вебстудия. Когда клиент заказал сайт за 100 тысяч, у вас появилось обязательство сделать сайт, а у клиента — заплатить деньги за работу.

Сайт вы спроектировали сами, а дизайн отдали делать фрилансеру за 30 тысяч → теперь у дизайнера обязательство сделать вам дизайн сайта, а у вас — заплатить, когда он сдаст работу.

По завершении проекта клиент обязан заплатить вам 100 тысяч. При этом не важно, заплатил он предоплату или оплатит после принятых работ. Обязательство появилось, и его деньги теперь ваши деньги.

Подписываем акты и выставляем счет. Если работали по 100% предоплате, присваиваем авансовые деньги себе. Сделка закрыта.

Истина: прибыльный бизнес — когда вам должны больше, чем вы.

Чтобы посчитать прибыль, берем базовый отчет о прибылях и убытках

Отчет о прибылях и убытках (ОПиУ или P&L) отвечает на главный вопрос собственника — сколько бизнес заработал. Его составляют на месяц, квартал или год. В классическом варианте сводный отчет выглядит так:

Отчет о прибылях и убытках можете скачать ​на нашем сайте.

Считаем выручку

Запомните главное правило: выручка ≠ деньги в кассе.

Выручка — это деньги, которые клиент должен за то, что вы ему сделали: отгрузили товар, сделали сайт, продали ошейник для сиамского котика. При этом не важно, получили вы уже оплату от клиента или нет. Считайте выручку по подписанным актам.

Формула такая:

выручка = количество исполненных сделок Х средний чек этих сделок

Настя производит косметику

По оптовому заказу Настя отгрузила товара на 500 тысяч, но клиент за него
заплатит только через 30 дней. Она может не волноваться, потому что на руках есть накладная, а сделка закреплена договором.

Настя выполнила обязательства и уже сейчас признает 500 тысяч своей
выручкой.

Я — финансовый консультант

У меня заказали постановку управленческого учета. До начала работ клиент
заплатил за услугу всю сумму — 300 тысяч рублей. Рано радоваться, эти деньги еще не мои.

Предоплату, которую заплатил клиент, нельзя пока признать выручкой,
ведь мне понадобится 3 месяца, чтобы внедрить учет. Признаем, когда работа будет выполнена, а мы подпишем акты. До этого момента я сохраню деньги клиента на своем счету.

Мы покажем, как по порядку заполнить отчет на примере транспортной компании (транспортникам повезло). Посчитали выручку — заносим в отчет:

Выписываем статьи по выручке, суммируем в ячейку «Общая выручка»

Операционные расходы

Операционные расходы — все расходы компании, кроме прибыли (дивидендов) собственника и вложений на развитие. Например, закуп товара, зарплаты, аренда, оплата подрядчиков.

Разобьем для удобства операционные расходы на постоянные и переменные. И те, и другие идут в отчет.

Операционные расходы — все расходы компании, кроме прибыли (дивидендов) собственника и вложений на развитие. Например, закуп товара, зарплаты, аренда, оплата подрядчиков.

Разобьем для удобства операционные расходы на постоянные и переменные. И те, и другие идут в отчет.

Постоянные расходы​ — это то, за что мы платим каждый месяц: аренда офиса, интернет, канцтовары, фиксированная зарплата бухгалтера. За это мы платим примерно одинаково каждый месяц.

Переменные расходы​ — это расходы, которые меняются вместе с выручкой. Например, отгрузили товара на 300 тысяч — расходов вышло на 200 тысяч, отгрузили на миллион — расходов на 700 тысяч. Также с зарплатой менеджера по продажам. Продал — сделал выручку, не продал — не сделал.

Как правильно учитывать операционные расходы:

Пример из жизни. Вы поехали на машине из Челябинска в Екатеринбург. На 205 киллометров вы заправились на 1000 рублей. На дорогу ушло 3/4 бензина, в пересчете на деньги — 672 рубля. Их и заносим в отчет ОПиУ.

Не путайте с фактическими расходами. Хоть вы и потратили 1000 рублей на заправке, эту трату мы в ОПиУ не учитываем. Эта сумма идет в отчет о движении денежных средств.

Расчет на сайте ​avtodispetcher.ru

Из бизнеса. Вы платите за аренду склада 100 тысяч в месяц, а тут решили 3 месяца не платить. Это ваше право, но в отчет ОПиУ вы все равно запишете расход на 100 тысяч за каждый из этих месяцев. Хоть вы и не платите, складом-то — пользуетесь, а значит получаете от него выгоду и обязаны заплатить, если не сейчас, то позже.

Пример с зарплатой. В середине мая вы выдаете зарплаты за апрель. Насчитали 200 тысяч и заплатили 15 мая. Сумма 200 тысяч пойдет в отчет за апрель, а не за май. А за май вы посчитаете уже в июне.

Какие расходы не идут в отчет

Инвестиционные расходы: мебель в офис, оборудование для производства, рабочие автомобили, здания — то, что будет нести пользу бизнесу долгий срок.

Дивиденды собственника. Чистая прибыль, которую собственник бизнеса вытаскивает на себя, в отчет о прибылях и убытках не идет. Это уже финансовая деятельность компании, а не операционная.

Итак, посчитайте свои операционные расходы и занесите в отчет:

Операционные расходы в отчете о прибылях и убытках

EBITDA

(да, я тоже вначале поржал от названия)

EBITDA — это прибыль бизнеса без учета налогов, процентов по кредитам и амортизации. В оригинале — Earning Before Interest Taxes Depreciation Amortization.

EBITDA = выручка − операционные расходы

Зачем нам EBITDA? Она показывает, может ли бизнес в принципе зарабатывать. Если показатель плюсовой, то все хорошо. Но если нулевой или отрицательный — собственник не сможет вытаскивать деньги, и, скорее всего, компания работает в минус.

Чем больше EBITDA — тем лучше:

EBITDA = общая выручка − переменные расходы − постоянные расходы

Кредиты

Кто не знал, кредит состоит из двух частей: тело кредита и процент за обслуживание. Если вы взяли 700 тысяч рублей в банке под 18% годовых, то начальные 700 тысяч — это тело кредита, а 18%, которые вы платите сверху — процент за обслуживание.

В отчет записываете только процент за обслуживание кредита. Если ежемесячный платеж — 68,8 тысячи рублей, то из них тело кредита — 58,3 тысячи, а процент за обслуживание — 10,5 тысячи. 10,5 тысячи заносим в отчет ОПиУ.

Налоги

Налоги учитываем те, которые вы платите государству. Сумма зависит от вашей системы налогообложения: традиционной, упрощенной, ЕНВД или ЕСХН.

Налоги с зарплаты сотрудников — это операционные расходы, их тоже заносим в отчет в раздел постоянных расходов.

Отчет составляется без учета НДС. Это деньги государства, которые не относятся к прибыли и убыткам компании.

Амортизация

Допустим, вы купили холодильник за 100 тысяч. Деньги вы фактически потратили, поэтому в отчет движения денег (следующая глава) занóсите расход на эту сумму. Если же вы запишете расход на всю сумму в прибыли и убытки, чистая прибыль компании резко упадет, а отчет покажет, что у rомпании проблемы.

Чтобы этого не произошло, равномерно размажем расход на время, пока холодильник будет нести пользу — 3 года. Разделим 100 тысяч на 36 месяцев и каждый месяц будем записывать в ОПиУ расход на 2 777 рублей.

А чтобы через 3 года у вас были деньги на новый холодильник, планируйте в уме расход на эту сумму. Если не умеете планировать, откладывайте деньги равными долями. Про планирование будет отдельная глава.

Заносим кредиты, налоги и амортизацию в наш отчет:

Мы обобщили эти три категории. Выделите отдельную строку под каждый налог, кредит или амортизацию

Ура, чистая прибыль!

Итак, мы добрались до чистой прибыли. Вспомним все, что считали — в одной формуле:

чистая прибыль (руб.) = выручка – расходы − налоги − кредиты − амортизация

Вот, какая прибыль получилась по транспортной компании:

Сокращенно: чистая прибыль = EBITDA − налоги − кредиты − амортизация

Что еще важно знать о прибыли

Отчет ОПИУ, который мы составили, показал, сколько компания заработала. Но этого недостаточно, чтобы принимать управленческие решения. Нужно еще знать, сколько денег есть на счетах, а это уже про отчет движения денег (ДДС).

А еще бывает так, что прибыль по ОПиУ есть, а денег на счету — нет. Возможно, эти деньги зарыты в дебиторке или запасах. Понять точно, куда делись деньги, поможет третий отчет — баланс. О нем будет отдельный урок.

Что еще важно знать о прибыли

1. Проверьте, как вы усвоили материал — решите задачу на подсчет чистой прибыли. Решить задачу »

2. Приглашаем вас в наш Зеленый чат в Телеграме. Там уже почти две тысячи предпринимателей и финансистов общаются о финансах и бизнесе в целом. Вступить »

Далее научимся правильно учитывать приход и уход денег по компании, а также избегать кассовых разрывов с помощью платежного календаря. Будет жарко!

Скачать табличку ОПиУ можете на нашем сайте.

P. S. Мы порадуемся, если вы расскажете своим друзьям о нашем курсе. Скопируйте и отправьте им вот эту ссылку — start-finance.su

Оцените статью:
Опубликовано: 15.09.20 Просмотров: 695
Подписаться на статьи
Телеграм канал

Самые интересные

10 июля 2019
2 066

Собственный капитал — главный показатель эффективности бизнеса

Выручка, прибыль, деньги на расчетном счету — это важные показатели. Но они ничего не говорят о том, успешен ли он. Можно годами работать, и со стороны даже хорошо работать, но по факту результат — нулевой.

3 мин.
Читать статью
07 июля 2019
1 850

Как начать вести учет денег в бизнесе

Если я не шарю

4 мин.
Читать статью
29 июля 2020
1 756

Инструкция по внедрению финансового учета

По шагам: от таблиц к бюджетированию

4 мин.
Читать статью
20 августа 2019
6 472

Почему просто считать деньги — опасно

И какие отчеты нужно вести помимо ДДС

3 мин.
Читать статью
06 марта 2021
821

Как провести инвентаризацию, чтобы захотелось не плакать, а повторить

Инвентаризация в 10 шагов

7 мин.
Читать статью
10 июля 2019
1 444

6 ключевых навыков руководителя

Профессионального, а не по залету

4 мин.
Читать статью