Сергей Краснов
Сергей Краснов
СЕО и собственник «Нескучных финансов»

Нужно быть беспросветным дураком, чтобы спустить всю зарплату на Айфон, не оставив деньги на еду и оплату аренды жилья. Так и чистую прибыль бизнеса нужно пускать на обязательные расходы — например, резервы и обучение сотрудников.

В реальности же эти обязательные расходы происходят от случая к случаю. Сегодня собственник вложился в образовательные курсы для сотрудников, завтра закупил компьютеры в офис, а послезавтра сидит в кассовом разрыве — зато с умными сотрудниками и мощными компьютерами.

Чтобы не попадать в такие ситуации, нужен регламент по распределению прибыли. Мы в «Нескучных финансах» используем систему фондов, о которой и пойдет речь в этой статье. А еще — о том, как заставить эту систему фондов работать не только на бумаге.

Мы проводили мастер-класс на эту тему. Если вам больше нравится слушать, чем читать — то переходите по ссылке.

Смотреть вебинар »

Система фондов: на что идет прибыль НФ

Я, как руководитель компании, понимаю цели «Нескучных финансов». Нам важно быть стабильными, постоянно развивать компанию и сотрудников и, конечно же, выплачивать дивиденды собственникам. Вот на эти цели мы и копим деньги с чистой прибыли, распределяя их по фондам.

Развитие компании — 20% чистой прибыли. Эти деньги мы тратим на запуск новых продуктов и подразделений, найм сотрудников, тестирование гипотез — короче говоря, на инновации.

Мы понимаем: если будем все время делать одно и то же, рано или поздно станем неактуальными. Фонд развития компании дает нам ресурсы, чтобы постоянно развиваться не в ущерб текущей деятельности.

Например, в этом году мы собираемся выпустить книгу. Деньги на нее мы возьмем не из рекламного бюджета и не из зарплат финдиректоров, а из чистой прибыли — денег, которые лежат в фонде развития компании.

Развитие команды — 20%. Наш главный актив — это сотрудники, которым нужно регулярно актуализировать свои знания. Деньги для этого мы берем из фонда развития команды — тратим их на курсы, тренинги, книги. Также с помощью этого фонда мы формируем корпоративную культуру в компании — проводим корпоративы, тимбилдинги, командные выезды.

Резервы — 20%. Уйдет ключевой клиент, изменится законодательство, клиенты перестанут платить и придется с ними судиться, перестанут работать привычные каналы рекламы… Критических ситуаций в малом бизнесе множество, и ко всем из них нужно быть готовым.

Резервный фонд — это наша подушка безопасности. На нем просто лежат накопления. Кому-то может показаться, что это неправильно и деньги должны работать. Но работа денег в резервном фонде заключается как раз в том, чтобы просто находиться на счету и ждать своего часа.

Бонусы топ-менеджерам — 10%. У нас действует система мотивации, по которой ключевые сотрудники получают бонус в виде процента от общей чистой прибыли компании за квартал.

Дивиденды — 30%. Очень важное правило для каждого собственника — платить себе. Причем, эти платежи всегда нужно планировать. Если этого не сделать, то бизнес всегда «съест» всю чистую прибыль, которая у него остается. Поверьте, всегда найдется, куда потратить деньги.

Как найти деньги, чтобы распределить их по фондам

На бумаге наша система фондов выглядит очень красиво. Но и мне, и вам понятно: работать она будет только в идеальном мире с вечной радугой в небе. А мы живем в суровом реальном мире — в котором существует Челябинск, а прибыль не равна деньгам в кассе.

Прибыль — это виртуальный показатель. Вот вы в конце периода посчитали прибыль, приготовились распределять ее по фондам, а денег не хватает. Они уже пущены в оборот.

Мы тоже с таким столкнулись и придумали, как этого избежать. Мы открыли в банке несколько дополнительных счетов и раз в неделю отстегиваем туда часть от всех денег, которые к нам поступили:

  • на налоги — 7,5% от поступлений
  • в резерв — 5%
  • на развитие компании — 5%
  • на дивиденды — 5%
  • на развитие команды — 5%

На налоги идет 7,5%, потому что мы на УСН 6%, плюс платим взносы в фонды. Остальные пропорции выработаны методом научного тыка — это те суммы, которые отвечают двум параметрам.

Во-первых, их комфортно откладывать в моменте — хотя мы сразу выводим 27,5% поступлений из операционной деятельности, это не мешает текущим делам компании.

Во-вторых, под конец квартала на счетах набирается достаточная сумма, чтобы распределить чистую прибыль по фондам.

Наши счета в банке

Не обязательно строго придерживаться системы фондов — деньги можно распределять между целями. Например, конкретно сейчас у нас нет потребности обучать сотрудников, им пока хватает развития в рамках текущей работы. Зато нам нужно переработать дизайн сайта и перенести его на другую платформу. И я, как руководитель, принимаю решение: потратить на сайт 40% прибыли, потому что это приоритетная задача. А на развитие сотрудников решаю прибыль не тратить.

Не зацикливайтесь на регламенте, отталкивайтесь от целей компании.

Пожалуйста, не рассматривайте эту статью как пошаговую инструкцию по применению! У вас могут быть другие фонды и другие пропорции. Например, на дивиденды вы можете тратить не 30%, а 50%. А на бонусы топ-менеджерам вообще не тратить. Смотрите на общий принцип и адаптируйте его под потребности и возможности вашей компании.

Хотите управлять бизнесом на основе цифр? Приходите на Финразбор

Двухдневном курсе о том, как использовать информацию из финансового учета для принятия результативных решений в бизнесе. Бизнес из хаоса превращается в управляемую систему. Понятно, над чем работать, чтобы достичь запланированного результата и не угодить в кассовый разрыв.

Но самое крутое, что перед самим двухдневным курсом мы составляем всем участникам финансовые модели. Другими словами, переводим их бизнесы на язык цифр. Знания об управлении на основе цифр можно сразу же спроецировать на свою компанию. Участники не просто получают абстрактные правильные знания, а сразу же видят, как они влияют на их результат.

На Финразборе вы получите финмодель и знания, без которых невозможно привести компанию к зрелости. Участие вживую в Москве или онлайн из любой точки мира.

Программа Финразбора »
Программа Финразбора »
17 июля
355