Сергей Ивченков
Сергей Ивченков
учит сокращать расходы
Анна Попова
Анна Попова
учится сокращать расходы

Лучшее, что можно сделать с расходами — это превратить их в доходы. Сегодня мы расскажем, как грамотно сокращать расходы и не снизить при этом качество услуг или продукции, а еще разберем кейсы успешных и известных компаний (таких, как Эппл). 

Сокращение и оптимизация расходов помогут увеличить прибыль без роста объема продаж. Я работаю финансовым директором в малых бизнесах — и вот восемь ключевых принципов снижения затрат, которые я предлагаю собственникам.

Отсекайте ненужное

Привет, с вами рубрика «очевидное невероятное»: согласно принципу Парето, 20% усилий, которые мы тратим на достижение результата, дают 80% эффективности. И наоборот, 80% усилий приносят только 20% эффективности. 

Это значит, что вам нужно сделать фокус на том, что приносит максимум отдачи. А от остального пора избавиться. Задайте себе вопрос: какие 20% идей обеспечат 80% сокращения расходов?

Например, у вас консалтинговый центр. Вы и ваши сотрудники регулярно ездите на встречи, устраиваете презентации. И так со всеми клиентами. Но обязательно ли делать так со всеми? 

Можно усовершенствовать свою работу и разбить клиентов на три условных категории: клиенты с «высокой ценностью», «средней ценностью» и «низкой ценностью». Клиенты «с менее высокой ценностью». В первую категорию, например, попадут клиенты, которые приносят больше 40 000 рублей, во вторую — от 20 до 40 тысяч, в третью — меньше 20 тысяч.

Соответственно с категорией вы решаете, сколько усилий тратить на каждого из клиентов.

Теперь вы тратите гораздо меньше усилий на клиентов с менее высокой ценностью и сокращаете расходы на командировки, организацию встреч и так далее.

Переложите расходы на клиентов

Когда вы в следующий раз поедете в Икею за шкафом, обратите внимание: вы покупаете не готовый шкаф, а детали и инструкцию, как его собрать. Производитель не берет на себя расходы по монтажу и доставке мебели и экономит на этом.

Вы можете так же. Продаете товар с доставкой на дом? Сделайте пункт самовывоза. И вы тратите меньше, и клиенту покупка обойдется дешевле. Открыли свое кафе? Введите самообслуживание — пусть клиенты сами подходят к бариста и заказывают напитки и десерты. А вы сэкономите на официантах.

Превратите расходы в доходы

Да, так тоже можно. Возьмем для примера маркетинговое агентство. Оно невероятно клиентоориентировано, поэтому на сайте есть форма, где можно задать вопрос про маркетинг.

На вопросы отвечают специалисты, которые получают зарплату. Соответственно им приходится работать больше, а за дополнительные часы работы надо платить. При этом расходы никак не окупаются. 

Поэтому агентство ввело платные консультации вместо бесплатных ответов на вопросы — так то, что раньше приносило только расходы, теперь приносит копеечку в копилку чистой прибыли.

Сегментируйте задачи

Например, компания «Василек» занимается созданием ПО и техническим обслуживанием. Собственник решает сократить расходы. Для этого он решает снять нагрузку со штатных программистов и отдать некоторые задачи на аутсорс более дешевым специалистам.

Когда отдельные сегменты работы стали стоить дешевле, закономерно снизились расходы — теперь в штате можно оставить двух программистов вместо четырех.

Пример, как сегментация расходов помогает их сократить

Сокращайте циклы сделки

Не растягивайте время между заказами и доставкой, доставкой и продажей. Скажем, у нас есть магазин люксовой одежды. Если мы затягиваем с доставкой одежды в магазин или заказываем ее с опозданием, мы рискуем не продать товар. В итоге он будет копиться на складе и становиться все менее актуальным.

А неликвидный товар — это «замороженные» деньги и дополнительные расходы: чем больше неликвидного товара, тем, к примеру, больше склад вам понадобится.

Поэтому максимально сократите цикл сделок и постарайтесь оперативно продавать товар, чтобы не давать ему простаивать на складе и занимать место.

Не усложняйте

Когда у компании слишком большой ассортимент, расходов много, а товар теряется в общем многообразии. Например, Эппл не производит одновременно брелки, ручки, машины, телефоны и ноутбуки, а сосредоточена на конкретных линейках продуктов. Результат вы видете сами: Айфон давно держится в лидерах продаж.

Не тратьте деньги на выпуск и продвижение разноплановой продукции, а вместе с этим на раздутый штат и маркетинг. Вложитесь в продвижение нескольких продуктов и сделайте их по-настоящему популярными.

Как понять, какие меры по сокращению расходов крутые, а какие — не очень

В теории все кажется простым. А вот что делать, если вы изучили принципы, выписали кучу мер по сокращению расходов и теперь не знаете, что реализовать в первую очередь? Надо воспользоваться специальной табличкой, в которой все меры будут разбиты на категории.

В категорию «быстро/легко» попадут, естественно, варианты, которые реализовать быстро и легко, а в «медленно/трудно» — меры с долгосрочной реализацией, например, если на их выполнение вам требуется существенное количество времени.

Как понять, какие меры реализовывать в первую очередь

Готово, вы великолепны! Теперь дело за малым: нужно последовательно начать выполнение того, что вы наметили. Начать лучше всего с мер, которые попали в категорию «быстро/легко реализуется» + «высокая отдача», а закончить теми, у которых сложная и медленная реализация, а отдача — низкая. 

Если хотите сократить расходы и качественно разобраться с другими проблемами в бизнесе, лучше всего обратиться к финансовому директору. Нет своего финдира? Ничего, мы поможем: наша команда готова поработать для вас на аутсорсе.

Диагностика финансов бизнеса

Пройдите тест, который поможет понять сильные и слабые стороны в финансах вашей компании. По результатам теста с вами свяжутся и подскажут, какие инструменты внедрять в первую очередь.

Пройти тест Это бесплатно
17 января
2 774