
Сколько вложить в развитие бизнеса
4 шага, чтобы случайно не попасть в кассовый разрыв
4 шага, чтобы случайно не попасть в кассовый разрыв
Развивать компанию бывает страшно: вдруг вложишься во что-то полезное, а потом на зарплаты не хватит денег. Или гипотеза не стрельнет и станет только хуже. Хорошо, что есть ряд инструментов, с которыми можно вкладываться в развитие и сохранять уверенность, что с деньгами все будет нормально. Сейчас как расскажем о них!
Развитие компании должно финансироваться из чистой прибыли компании. А для этого, в свою очередь, нужно, чтобы она была в принципе и была правильно посчитана.
Самое главное в подсчете прибыли: считать ее не по деньгам, а по выполненным обязательствам. Также важно не забывать про налоги и амортизацию. Если нужна подробная инструкция, то потом почитайте статью о том, как правильно считать прибыль или видео финдиректора Марии Трубеевой с обзором нашего шаблона отчета о прибылях и убытках. А пока пойдем дальше.
Фонды нужны для финансового здоровья компании. Это такие «кошельки» на определенные нужды, куда вы перечисляете определенный процент от чистой прибыли компании. Мы сами пользуемся системой фондов. У нас они вот такие:
Можете сделать себе такие же, можете другие — зависит от того, что актуально для вашей компании. Со временем в фондах на развитие накопится достаточно денег — и тогда вы имеете полное право потратить их на вашу задумку. Это не повредит остальным нуждам компании: вы не залезете случайно в резервы, не сможете все вкладывать в запасы и не развивать компанию, не лишите себя дивидендов.
Любую гипотезу нужно сперва тестировать на финансовой модели. Финмодель — это таблица, где оцифрован весь ваш бизнес и учтены взаимосвязи между показателями. Можно понять, как снижение себестоимости на 5% скажется на выручке и прибыли. Или наоборот: к каким показателям надо прийти, чтобы получить нужную прибыль.
Вот у вас появляется гипотеза по развитию компании. На какие показатели она повлияет и насколько? Укажите предполагаемые значения в финансовой модели. Как это скажется на расходах, выручке, чистой прибыли? Путем такой «игры в цифры» у вас появится понимание, есть ли смысл реализовывать гипотезу и, если да, к каким показателям нужно прийти.
Финансовая модель отрезвляет. В большинстве случаев она показывает, что гипотеза не такая сладкая, какой казалась в голове. Зато потом не придется горевать из-за профуканных денег и времени. Посмотрите видео — в нем Саша Афанасьев рассказывает историю транспортной компании, которой финмодель помогла вовремя отказаться от неудачной гипотезы.
У вас есть чистая прибыль, нужная сумма накопилась в фонде на развитие, а финмодель подтверждает, что гипотеза хорошая? Поздравляем! Остался последний шаг: запланировать денежный поток в платежном календаре.
Дело в том, что чистая прибыль — виртуальный показатель, его нельзя «пощупать». Например, вы отгрузили кирпичи заказчику с отсрочкой платежа один месяц. В момент отгрузки вы заработали свою выручку, но деньгами подкрепите ее спустя месяц.
Другой пример: вы купили автомобиль для доставки ваших товаров и по науке его амортизируете (разбиваете стоимость на период использования). С точки зрения прибыли эта машина стоит вам 20 000 рублей в месяц, а с точки зрения денег вы просто разом потратили полмиллиона.
Поэтому за деньгами нужен особый контроль даже в прибыльном бизнесе. Контролировать их помогает платежный календарь — таблица, куда надо внести все планируемые траты и поступления на месяц вперед. В том числе, траты на развитие — так вы поймете, когда понести их будет оптимальнее всего.
Смотрите видео о том, как запланировать траты на развитие в платежном календаре. Скачать шаблон платежного календаря →
Ничего сложного: посчитали прибыль, перечислили определенную часть в фонды, рассчитали гипотезу по развитию в финансовой модели и запланировали денежные траты в платежном календаре. Такой подходит обеспечит здоровое и планомерное развитие компании.
Бесплатный курс по финансам бизнеса. Как правильно считать прибыль, какие отчеты вести и какой должен быть учет в малом бизнесе.
Написано предпринимателями для предпринимателей. С примерами, упоротыми картинками и простым языком.