🔥 Ситуация шок: узнали, что всё время работали в убыток. Всё из-за НДС

Екатерина Лазарчук
Екатерина Лазарчук
финдиректор НФ
Светлана Дучак
Светлана Дучак
редактор

Компания, пусть будет «Улдар», работает как посредник: клиент приходит, говорит, что ему нужна партия бешбармака  → «Улдар» находит в Казахстане производителя, проверяет и покупает товар, привозит его в Россию → получает от клиента комиссию и передает ему товар.

Собственник пришел к нам, потому что хотел понять, что происходит: компания работала-работала, заключала контракты, получала оплату от клиентов, но денег не было. Собственник винил пандемию, кризис, низкие продажи, а чтобы компания работала дальше, брал кредиты. 

Еще собственник думал, что дело в рентабельности: наверное, часть сделок не очень выгодны, и на фоне кризиса их влияние стало заметнее. Но когда я собрала ОПиУ, стало понятно, что компания на самом деле работает в убыток по многим сделкам, потому что неправильно считает НДС. Сейчас объясним.

Ситуация, о которой рассказываем в этом кейсе, — реальная, мы ее не придумывали. А вот название придумали, чтобы обезличить компанию из соображений конфиденциальности.   

По многим сделкам компания работала в ноль и минус

Когда приходил новый клиент, компания делала расчет сделки: 

считала, сколько потратит на закупку и доставку товара,

прибавляла к этой сумме свою прибыль,

выставляла счет. 

Клиент оплатил, и начали работать — пока всё отлично. Но потом оказывалось, что на заказ потратили больше, чем планировали, и вместо прибыли получили убытки. 

Как же так получалось: мы вроде бы все посчитали правильно, а получили в итоге минус? Причиной могло быть что угодно: может, переплачивали за доставку; может, цена товара изменилась и пришлось заплатить больше, чтобы не нарушить договор; может, кто-то воровал.

В этом мне и предстояло разобраться, как финансовому директору. И я разобралась, более того, увидела, что причина везде одна — неправильный расчет НДС.

Все проблемы компании —  из-за ошибки с НДС

Чтобы объяснить, в чём ошибка, разберу одну из сделок «Улдара». Для удобства разобью все операции по шагам и буду показывать, что происходит на счете компании.

1.  «Улдар» заключает контракт на поставку бешбармака и делает расчет для клиента:

  • 500 000 рублей — закупка товара;
  • 50 000 рублей — доставка;
  • 8000 рублей — комиссия «Улдара».

Клиента всё устраивает, он оплачивает и компания начинает работу. 

  • Плановая цена контракта: 558 000 рублей
  • На счет поступило 558 000 рублей.

2.  «Улдар» закупает товар. Компания переводит 500 000 рублей производителю бешбармака. 

  • На счете 58 000 рублей.

3. Оплачивает 50 000 ₽ за доставку. Компания, которая занимается доставкой, работает на упрощенке, поэтому тут расчета НДС не будет.

  • На счете 8 000 рублей.

Кажется, вот она — прибыль «Улдара», как и планировали — 8000 рублей. Было бы хорошо, но еще нужно заплатить НДС.

4. «Улдар» платит НДС. У компании есть два вида НДС: исходящий и входящий. 

Исходящий. Компания привезла товар, доставила его до клиента, признала выручку и теперь должна заплатить НДС со сделки, то есть с 558 000 рублей. 

Такой НДС называется исходящим. «Улдар» выставляет счет клиенту и должна с этой суммы отдать государству НДС — ⅙ часть. С 558 000 рублей — это 93 000 рублей.

Входящий.  У «Улдара» был еще один НДС — это тот, что включен в счет за бешбармак, там так и написано: 500 000 рублей, включая 20% НДС. 

→ Такой НДС называется входящим: «Улдар» переводит производителю деньги, тот берет с этих денег ⅙ часть  — это 83 333 рубля, и передаёт государству, а государство — разрешает «Улдару» вычесть эту сумму из своего исходящего НДС.  

И государству «Улдар» должны заплатить разницу между исходящим и входящим НДС:

93 000 рублей — исходящий НДС;

83 333 рубля — входящий НДС;

93 000 – 83 333 = 9 667 рублей — столько нужно заплатить государству. 

Но подождите, скажет кто-то внимательный, ведь 20% от 500 000 рублей — это 100 000 рублей, а не 83 333 рубля. Да, но НДС считается по-другому: вот эти 500 000 рублей уже содержат 20% от суммы сделки без НДС. То есть, реальная сумма — 416 667 рублей, и именно на нее начисляют 20%. Получается, как раз, 83 333 рубля, всё вместе — пятьсот тысяч. А чтобы не запутаться с процентами, берут полную сумму и высчитывают от нее ⅙ часть — это и будет уже включенный в сумму НДС.

  • «Улдар» оплачивает НДС — 9 667 рублей. На счете остается минус 1667 рублей. 
  • Реальная цена контракта: 559 667 рублей (для тех кто забыл: плановая — 558 000 рублей)

В итоге — минус 1667 рублей вместо плановой прибыли в 8000 рублей. 

Кажется, -1667 рублей — это ерунда, но у компании была не одна такая сделка, а десятки. И в итоге она получала -167 000 рублей в месяц вместо 80 000 рублей прибыли, — за год набегает пара миллионов убытков.

А всё потому, что компания не учитывала, что ей еще придется заплатить исходящий НДС с суммы сделки.

Как нужно было считать НДС

Самый надежный способ посчитать расходы компании и не попасть в убытки — очистить суммы от НДС, посчитать без него, а потом уже добавить налог и общую сумму выставить покупателю. В расчете это выглядит так:

В правильном расчете берут расходы на товар без НДС, затем добавляют расходы на доставку и прибыль компании и на общую суммы начисляют НДС. Всё складывают и получают верный расчет цены сделки для покупателя — с таким расчетом компания после оплаты налога получит прибыль, а не убытки

С правильным расчетом цена сделки для клиента получается не на 1667 рублей больше, а на 11 600 рублей, потому что компания учитывает свою прибыль и оплату НДС с общей суммы. Если же к цене сделки просто добавить 1667 рублей, получится работа в ноль, а не прибыль.

НДС — сложный для расчета налог, потому что часть этого налога компания получает от клиента и передает в бюджет, часть платит поставщику, а потом уменьшает свой платеж в бюджет на эту сумму. При этом, у компании есть платежи без НДС, например с ИП на упрощенке, и всё это нужно учитывать, — поэтому проще и правильнее в управленческой отчетности считать без НДС.

Как теперь «Улдар» считает НДС

Для расчета НДС «Улдар» придумали свою систему: они стали закладывать НДС в стоимость доставки. Решили сделать так, чтобы было проще объяснять клиентам, почему цена изменилась и обосновывать ее. То есть, компания ставила цену доставки побольше и оплачивала с этой наценки основную часть НДС. 

В таком расчете есть минус: НДС с плановой чистой прибыли приходится оплачивать из чистой прибыли. И в итоге она получается меньше, чем по плану: 6 667 вместо 8000 рублей. Зато прибыль есть.

Компания стала учитывать НДС в расчете для клиента. Если без НДС сумма сделки была 558 000 рублей, а прибыль компании — -1667 рублей, то с НДС суммы такие: сделка — 568 000 рублей, прибыль — 6 667 рублей.  Прибыль меньше, чем по плану, потому что уменьшается на НДС — им компания готова пожертвовать из своей прибыли. Так прибыль получается меньше плановой, но она хотя бы есть

За счет лишних 10 000 рублей в стоимости доставки, компания смогла оплачивать большую часть НДС с денег клиентов, а не из своих, и перестала уходить в минус. А если клиентам дорого, что ж, компании проще с ними не работать, чем уступать в цене и потом уходить в минус.

Ошибки с НДС мы раскопали в декабре, а в мае компания пришла к плюсу. Процесс был непростым: нужно было перестроить работу всех отделов, поменять шаблоны для расчетов, научить сотрудников считать по-новому.

В итоге в мае компания избавилась от убытков, а мне позвонил финансовый менеджер «Улдара», и сказал: «У нас первый месяц в истории, когда везде плюсы по марже!»

Что делать, чтобы не ошибаться с НДС

Думать об НДС не нужно тем, кто работает на упрощенке или патенте. А вот, если у компании общая система налогообложения, ОСН, ей важно учитывать НДС в расчетах. Я советую делать три вещи:

    1. Показывать расчеты бухгалтеру. Бухгалтер лучше всех в компании разбирается в математике и налогах и сразу заметит ошибку. Можно показать один раз, чтобы проверить принцип, а потом периодически сверяться, например, раз в квартал.
    2. Сначала собирать все расходы без НДС, а потом уже по общей сумме рассчитывать НДС и плюсовать его к цене контракта.
    3. Заказать аудит расчетов, если в компании нет своего бухгалтера или экономиста. Выгоднее потратиться на аудит, чем работать в убыток.

Как начать работать с нашим финдиректором

Это была история одного из наших клиентов — компании-посредника, которая покупает товары за границей для других компаний. Но мы работаем не только с товарными бизнесом, но и со строителями, айти-компаниями, салонами красоты, заводами. агентствами недвижимости, клиниками и кофейнями. Со всеми компаниями финдиректор работает на аутсорсе в онлайне, поэтому город не важен. 

Финдиректор наводит порядок в финансах бизнеса, внедряет отчеты и финансовое планирование, а иногда — пересчитывает суммы сделок с учетом НДС, — в общем, делает всё, чтобы вместе с собственником увеличивать прибыль бизнеса.

Вы можете подробнее узнать о работе финансового директора и о том, как он может помочь именно вашей компании. Для этого запишитесь к нам на онлайн-консультацию ↓

Экскурсия по аутсорсу финучета
Онлайн-встреча о технологии «Нескучных» для вашей компании. Чем мы можем помочь, в какие сроки и сколько это будет стоить.
Оцените статью:
4
11
Опубликовано: 16.08.21 Просмотров: 2 712
Подписаться на статьи
Телеграм канал

Самые интересные

03 июля 2019
1 327

Что, если ваш бизнес — дешевый кипиш? Часть 2

Прибыль на одного сотрудника

2 мин.
Читать статью
22 сентября 2021
119

5 способов сделать свой бизнес финансово устойчивым

Финансовая устойчивость бизнеса — как та девушка из мемов 2000-х — ее сложно найти и легко потерять. Особенно если не знаешь, за какими показателями следить и над чем работать в этих «сложных отношениях».  Кто-то считает, что если он только-только покрывает свои расходы и не допускает кассовых разрывов, значит, вполне крепко стоит на ногах. Но не всё так […]

7 мин.
Читать статью
29 июля 2020
5 172

Ведение финансового учета в организации — отчётность, показатели, контроль

Какие отчеты нужны, как проверять цифры и что анализировать.

3 мин.
Читать статью
02 июля 2019
5 283

Что, если ваш бизнес — дешевый кипиш? Часть 1

Рентабельность собственного капитала

3 мин.
Читать статью
07 августа 2019
2 816

6 принципов нормальной системы мотивации

Которая действительно мотивирует, а не просто так

3 мин.
Читать статью
14 июля 2019
2 124

Как финдиректор наводит порядок в финансах бизнеса

На что мы тратим целых 3 месяца

3 мин.
Читать статью