Руслан Царев
Руслан Царев
Узнал, как Рокфеллер преуспел в металлургии

Сам Рокфеллер посвятил этому опыту несколько глав своих мемуаров «Как я заработал $500 млн». В этой истории сполна проявился его подход к ведению дел. Этот подход и сделал его тем самым Рокфеллером, которого все знают.

Справка о Рокфеллере

Джон Рокфеллер пришел в нефтяной бизнес как совладелец мелкой компании, которая в розницу торговала керосином. А на момент, когда он отошел от дел, принадлежавшая ему компания Standard Oil контролировала до 95% нефтедобычи и нефтепереработки США и всю производственную цепочку от добычи нефти до продажи керосина, которым торговала по всему миру, розничным покупателям. Ранее мы подробно рассказали, как ему это удалось. Почитать »

Купил акции предприятий, которые оказались проблемными

В 1890-е годы Рокфеллер по совету знакомых купил акции нескольких предприятий черной металлургии. Однако золотого дна, которое ему обещали, не увидел. Поэтому захотел разобраться, что происходит на предприятиях, акционером которых он стал.

В те годы Рокфеллер познакомился с финансистом Фредериком Гэтсом. Тот работал в благотворительной организации. От металлургии и бизнеса был далек, но шарил в финансах — а это Рокфеллеру и требовалось. К тому же, Гэтс по основной работе постоянно ездил в командировки по всей стране. И по пути мог заезжать на интересующие Рокфеллера предприятия и разбираться в их финансах.

Первый же отчет показал — Гэтс отлично справился. Отчетность требовалась Рокфеллеру, чтобы понять, что не так в бизнесе и как можно улучшить положение. В воспоминаниях Рокфеллер не уточняет, что именно шло не так на отдельных предприятиях и по отрасли в целом. Лишь отмечает — не все предприятия были прибыльными. А когда Рокфеллер проанализировал отчетность, получил ответ на все вопросы, которые перед ним стояли, и понял, что делать.

Взял дело под свой контроль

Рокфеллер никогда не допускал банкротства своих бизнесов. Решил спасти положение и на сей раз.

Рокфеллеру принадлежали незначительные доли акций разных металлургических предприятий. Повлиять на управление этими бизнесами такие доли не позволяли. Поэтому Рокфеллер начал скупать недостающие акции.

Желающих продать нужные Рокфеллеру акции было в избытке. В США только закончился очередной экономический кризис — Паника 1893 года. Держатели акций спали и видели, кому бы их слить и выручить хоть что-то. И Рокфеллеру это было на руку.

Однако Рокфеллер хотел не вкладывать в дело собственные деньги, а найти инвесторов и перепродать им акции. Но инвесторы не верили в успех. Не спасала даже репутация Рокфеллера. Пришлось обходиться только своими ресурсами. Впрочем, они у Рокфеллера были.

Когда Рокфеллер скупил все нужные акции, получил полный контроль над несколькими рудниками

Рокфеллер получил полный контроль над рудниками и железной дорогой, по которой руду доставляли с месторождений на сталелитейные заводы. Все полномочия по управлению металлургическими активами Рокфеллер поручил Гэтсу. Впоследствии тот стал его правой рукой, отлично справлялся с этой ролью и сэкономил ему, как отмечает Рокфеллер в мемуарах, уйму времени и сил.

Взял кредит на зарплату рабочим

Когда Рокфеллер получил полный контроль над рудниками, ему пришлось искать деньги на зарплату рабочим. Он взял нужную сумму взаймы под завышенный процент и отправил наличность на рудники курьерским поездом. А проценты по займу отбил впоследствии прибылью.

Рокфеллеру и прежде не раз случалось брать кредиты на текущие расходы бизнеса. Он всегда исправно выполнял обязательства по кредитам. И никогда не действовал наугад. Он всё просчитывал и всегда знал, сколько и когда заработает на каждом решении. А если брал кредит, был уверен — сможет отдать и сам в накладе не останется. Банкиры знали это и были готовы по первому запросу предоставить ему хоть всю наличность из сейфа.

Рабочие сидели без денег и были на грани бунта. Как только они получили зарплату, предприятия вернулись в обычный рабочий режим.

Построил собственный флот

Флот Рокфеллеру понадобился, чтобы самому возить руду на заводы и в порты, откуда она отгружалась на экспорт.

Когда Рокфеллер оценил ситуацию с металлургическими активами, понял — надо наращивать производство и продажи, в том числе за границу, и сокращать транспортные издержки.

Чтобы увеличить объемы производства, Рокфеллер активно внедрял на своих рудниках самые передовые технологии того времени. А снизить издержки на транспортировку удалось, поменяв способ доставки. Возить руду на пароходах по озерам было дешевле, чем поездами. Но требовались собственные суда. На них перевозка 1 тонны обходилась в несколько центов. На судах сторонних перевозчиков — дороже. Но судов у Рокфеллера не было.

Контроль над постройкой пароходов, барж и других судов по самым передовым технологиям того времени Рокфеллер поручил Самуэлю Мэзеру из Кливленда. Тот владел транспортной компанией, которая возила пароходами в том числе и руду. А значит — был в курсе, какие суда для этого нужны и у кого их лучше строить.

Мэзер поначалу не хотел помогать потенциальному конкуренту. Но Рокфеллер убедил — это единственная возможность Мэзера на нем заработать, а за комиссионными он не постоит. Руду он планирует возить только свою. Но исключительно на собственных судах. А где их построить, найдет в любом случае. Из дома Рокфеллера Мэзер вышел с контрактом на $3 млн.

На момент, когда Рокфеллер и Мэзер подписали контракт, самые большие суда могли перевезти до 5 тонн руды. Уже через несколько лет во флоте Рокфеллера были суда грузоподъемностью 7, 8 и 10 тонн.

Поскольку Рокфеллер нуждался в судах для перевозки руды, он обзавелся собственным флотом

Мэзер и сам оказался малым не промах. Рокфеллеру требовалось 12 судов. А Мэзер знал — в окружности озер, которые интересовали Рокфеллера, работали 10 верфей. Очередь из заказчиков к ним не стояла. А в преддверье зимы маячила перспектива остаться без заказов до следующей навигации. Но Мэзер знал — если разошлет заказ на все 12 судов, верфи выставят максимальную цену. Поэтому он сформулировал запрос хитрее — спросил владельцев всех верфей по отдельности, сколько судов и по какой цене они сделают. А те, зная, что аналогичные запросы получили конкуренты, из опасений упустить заказ щедро снижали цену.

Хитрость Мэзера они оценили, когда узнали — он раскидал заказы по всем верфям пропорционально их производственным мощностям. Ведь если бы они знали, что заказов хватит на всех, запросили бы подороже.

Продал теперь уже прибыльный бизнес стальному тресту

В 1900 году в США образовалась United States Steel Corporation. Так назывался трест, который стремился прибрать к рукам все предприятия, связанные с производством стали. Предложение продать этому тресту все активы в металлургической отрасли получил и Рокфеллер.

Тенденция к формированию синдикатов-монополистов, которые контролировали целые отрасли, доминировала в американской экономике начала ХХ века. Standard Oil Company, которой владел Рокфеллер, была таким гигантом в нефтянке.

Сам Рокфеллер считал монополизацию отраслей трестами правильной. Поэтому легко согласился на предложение. Оснований для продажи бизнеса не было — к тому времени он приносил прибыль и имел потенциал для роста. Но своим полем Рокфеллер считал нефтяную отрасль. А на чужом был готов уступить тем, для кого оно свое.

Один из нефтяных заводов Рокфеллера в США. Своим полем деятельности бизнесмен считал нефтянку. Но и на чужом преуспел

В своих мемуарах «Как я заработал $500 млн» Рокфеллер не называет цену, по которой уступил активы. Отмечает лишь, что мог бы запросить больше, но не стал жадничать.

Однако, Рокфеллер никогда не упускал своего. И эта сделка исключением не стала. Львиную долю оплаты Рокфеллер взял акциями стального треста. Тресту это было выгодно: живые деньги в бизнесе всегда пригодятся. А Рокфеллер наверстал всё, что недополучил при продаже бизнеса, за счет последующих дивидендов. Рокфеллер был уверен — так и будет. Ведь знал, как обстояли дела на его предприятиях, какой у них был потенциал и как вел бизнес покупатель.

После продажи стального бизнеса Рокфеллер и дальше занимался родной нефтянкой. В 55 лет он отошел от дел. Но дивиденды ото всех своих бизнесов получал до самой смерти, а не стало его в 97 лет. Одна только Standard Oil приносила ему $3 млн в год. А на момент смерти его капитал оценивался в $1,4 млрд — в сегодняшних ценах это $318 млрд. Самый богатый в мире человек создатель «Амазона» Джефф Безос сегодня «стоит» $149,8 млрд.

21 июля
59