Сергей Ивченков
Сергей Ивченков
финдир
Анна Попова
Анна Попова
не финдир

Любому собственнику знакомо это чувство: предлагают большую сделку, а вас мучают сомнения. Соглашаться или нет? Сможете ли вы заработать или, наоборот, потеряете деньги? Как узнать наверняка? А вот как: надо всего лишь научиться пользоваться калькулятором сделок и примерочной. В этой статье мы расскажем, что это за инструменты, и как с ними работать.

Что такое калькулятор сделок

Калькулятор — это инструмент, который позволяет рассчитать выгоду от проекта и принять решение: браться за него или нет. С помощью калькулятора сделок вы оцениваете валовую прибыль, которую получите по проекту.

Валовая прибыль — это выручка по проекту минус расходы.

Калькулятор сделок подходит, прежде всего, проектным бизнесам с долгим циклом сделки. То есть, когда проект длится минимум месяц. Например, долгие проекты бывают у строительных компаний. Так, с помощью калькулятора вы можете просчитать валовую прибыль и понять, выгоден для вас проект или нет.

Это калькулятор сделок. Скачать шаблон калькулятора →

Как пользоваться калькулятором сделок

Мы заносим в таблицу все расходы по проекту. То есть рассчитываем, какие материалы нам придется купить, сколько подрядчики возьмут с нас, каких специалистов надо будет привлечь. Затем вычитаем расходы из суммы выручки и получаем валовую прибыль. И анализируем данные. 

Калькулятор сделок показывает три сценария: 

Позитивный. Когда валовая прибыль больше расходов. Это значит, за проект стоит взяться. 

Нейтральный. Когда валовая прибыль равна расходам. Если у нас нет дополнительного профита от проекта (например, знакомства с выгодным в будущем заказчиком и тд), то браться за него скорее всего не стоит — но финансово наша компания не пострадает, даже если мы согласимся на сделку. 

Негативный. Валовая прибыль меньше выручки. Это значит, что мы уйдем в минус, если возьмемся за проект. Естественно, при таком раскладе нам нужно отказываться от сделки. 

«Как круто все раскладывается! Получается, одного калькулятора сделок достаточно, чтобы понять, браться за проект или нет?» — спросите вы. Вот и нет. Потому что этот инструмент не может показать, как повлияет новый проект на весь денежный поток. В этом нам поможет примерочная.

Что такое примерочная и почему вы о ней не слышали

Если вы сейчас полезли в гугл, чтобы найти описание этого инструмента, вас ждет сюрприз. Дело в том, что этот инструмент был разработан самими «Нескучными», а вернее, автором этой статьи.

Примерочная — это инструмент, который показывает, что будет с денежным потоком, если мы возьмем новый проект.

Для этого в примерочной мы разбираем все этапы движения денег: когда и какую сумму нам нужно потратить на материалы, когда надо расплатиться с сотрудниками и когда расплатятся с нами.

А это — примерочная. Скачать шаблон примерочной →

Как пользоваться примерочной

Бывает так, что калькулятор сделок показывает: проект выгодный, валовая прибыль больше, чем выручка. Надо браться? Подождите, давайте сначала разложим проект в примерочной.

Предположим, к нам обратилась крупная компания уровня Газпрома. Мы видим, что валовая прибыль по проекту будет хорошая. Однако, открыв примерочную, мы видим, что компания-заказчик расплатится с нами только через полгода. А расходы на проект (покупку материалов, погашение долгов перед подрядчиками и так далее) придется покрывать уже через месяц после начала проекта.

При плохом раскладе такой поворот событий может увести нас в кассовый разрыв: денежных мощностей нашей компании, возможно, не хватит, чтобы расплатиться со всеми и ждать, когда нам самим заплатят.

Значит, от проекта придется отказаться или изменить сроки выплат для заказчика в договоре. 

Итак, давайте подведем итоги. Все равно, в каком порядке пользоваться инструментами. Можно сначала прикинуть, какая валовая прибыль у нас будет от того или иного проекта, а затем посмотреть, что будет с денежным потоком, а можно действовать наоборот. Главное, правильно проанализировать данные, которые получим.

Порядок в финансах

Двухмесячная онлайн-программа по внедрению отчетов в бизнес. Через два месяца теории и практики у вас в компании внедрены и регулярно собираются управленческие отчеты.

Записаться на тест-драйв Это бесплатно
21 февраля
595