Анна Попова
Анна Попова
любит туризм и туристические компании

Олеся Портнягина — собственник туристической компании Asia Go. У Олеси 14-летний опыт работы в сфере туризма. Свой бизнес она решила открыть 8 лет назад. С самого начала Олеся делала большой акцент на маркетинг и рекламу. При этом, управление финансами она отодвигала на второй план — ей казалось, что это не так важно, как продвижение компании.

В итоге, компания росла, но в цифрах царил хаос. Планы продаж не выполнялись и стало ясно, нужно менять стиль управления бизнесом и повышать финансовую грамотность.

Олеся начала работать с финдиректором «Нескучных финансов» и сегодня готова поделиться первыми выводами о том, почему без учета компания не может гармонично развиваться, как определить убыточное направление бизнеса и правильно поставить планы продаж менеджерам.

Предоставляем слово нашей героине!

В чем разница между работой на чужой бизнес и на себя

Я с самого начала знала, что не хочу быть менеджером по продажам. Поэтому после выпуска из института искала руководящую позицию. Однако студентов на работу берут неохотно, поэтому наступил момент, когда я почти опустила руки.

Я согласилась выйти менеджером в одну туристическую компанию. Вскоре после этого оттуда уволился директор, и меня спросили, хочу ли я занять его место. Я ответила «да». Так что я начала карьеру с управленческих позиций.

Свое дело я решила открыть в 2011 году. Не могу сказать, что есть кардинальная разница между работой на позиции гендира в чужой и своей компании. Я всегда руководствуюсь принципом: делай или хорошо, или никак. Поэтому в чужую компанию вкладывалась, как в свою.

Я решила, что моя компания будет специализироваться на турах в Азию. Это одно из самых популярных туристических направлений и, кажется, проблем с заработком тут быть не должно. Однако из-за кризиса в последние годы появились определенные сложности.

Если раньше туры покупали сразу, то сейчас в основном стараются оформлять все в рассрочку или в кредит. Кроме того, люди стали скромнее в пожеланиях: например, если раньше наши постоянные клиенты могли потратить на тур полмиллиона, то сейчас стараются уложиться в 200–300 тысяч.

Сделала акцент на маркетинг, а про учет забыла

Мы начинали с маленького офиса в подвальном помещении в Благовещенске, где работало всего два человека: я и моя сотрудница. Сейчас у нас работает уже четыре офиса продаж. Головной — Москве, еще два в Благовещенске, и один — в Тынде. В команде работает примерно 22 человека. С каждым годом мы наращиваем обороты.

Живописный Благовещенск и Хэйхэ на той стороне Амура

Но, несмотря на это, в компании были определенные проблемы. С самого начала я делала основной акцент на маркетинг и продажи, вкладывала в это направление много денег.

Я думала, это топовый сегмент. При этом я не делала ставку на финансовый учет и цифры, а зря.

Я поняла свою ошибку, когда переехала в Москву год назад. Мы вышли на другой уровень и стало ясно, что без четких финансовых показателей бизнес развиваться не может: у нас возникали кассовые разрывы, а один офис «кормил» другой, потому что второй не вытягивал планы продаж и не окупал себя.

В декабре 2018 года я попала на выступление Александра Афанасьева. После него я задумалась: «Что я упустила и как же сразу не поняла, что самое главное в компании — грамотный финансовый учет?»

Тот самый Афанасьев, но не то самое выступление

Провели аудит и поняли, что отчасти работали в минус

После Нового года я обратилась в «Нескучные финансы». Ребята предложили помощь, я согласилась. Мы начали работать с финдиректором Дмитрием Фурье. Мы начали с аудита и разделили бизнес на направления: туроператорская деятельность, турагентская деятельность, бронирование отелей, продажа авиа- и ЖД билетов, авторские туры и оформление виз.

Мы посчитали, сколько прибыли приносит каждое из направлений и поняли, что выгодно будет перестать заниматься оформлением виз. У этого направления была очень низкая маржинальность.

Мы не только не получали с него прибыль, но и еще, как выяснилось, работали в минус. Когда мы отказались от оформления виз, мы только выиграли, потому что перестали вкладывать в это свои силы и деньги.

Почему мы раньше не поняли, что это направление убыточное? Могу по своему опыту сказать, что руководители не всегда понимают, что приносит прибыль, а что — убыток. Для этого им и нужен грамотный управленческий учет.

Научились признавать выручку и изменили план продаж

Помимо аудита направлений, мы начали заполнять ДДС, недавно собрали ОПиУ и уже перешли к Балансу. С помощью отчетов мы увидели одну важную проблему, которая давно существовала в компании. Мы неправильно признавали выручку.

Бывает так, что в кассе у собственника много денег — а компания, на самом деле, убыточная или работает в ноль. Почему это происходит? Все просто: в кассу поступает предоплата за определенные услуги (например, люди заранее оплачивают путевки на летний отдых), а сами услуги еще не были оказаны.

И вот тут собственников поджидает ловушка: можно решить, что, раз деньги заплачены, их нужно пустить в оборот. Это и есть неправильное признание выручки. Подсказка: деньги станут вашими только тогда, когда услуга, за которую заплатил клиент, оказана в полном объеме. До этого момента вы просто храните на своем счету предоплату — и не можете на нее рассчитывать.

У нас до введения учета правильно признавать выручку не получалось. И я поняла, почему. Мы абсолютно неправильно ставили планы продаж менеджерам и, кроме того, неправильно считали прибыль. В туризме это работает так: люди покупают путевки в апреле, а улетают, скажем, в июле. Мы раньше сразу записывали всю выручку в апрель, выделяли из нее прибыль, тратили ее и вроде как были молодцами. Естественно, у нас случались кассовые разрывы.

Поняла, что тратила деньги нерационально

Спустя четыре месяца работы я поняла, какой была транжирой. Наверное, это мой огромный минус, как руководителя. Я поняла, что нужно уметь ужимать свои «хотелки» и относиться к тратам рациональнее. Вкладывать деньги нужно только в то, что принесет в дальнейшем прибыль.

Также я осознала, что нужно относиться к цифрам с должным вниманием и правильно вести отчетность — а не просто записывать все данные время от времени в Excel.

Кстати, лично я сама отчетами не занимаюсь. Я делегировала эту обязанность более опытным сотрудникам, а сама время от времени просматриваю цифры.

Теперь, когда я начала относиться к бизнесу более осознанно, я вижу точки роста компании и знаю, откуда могу получить дополнительных клиентов и прибыль. С тех пор, как мы начали работать с «Нескучными», вся работа нашей компании перевернулась — в хорошем смысле — с ног на голову.

Финансовый директор для малого бизнеса

Профессиональный финдиректор «Нескучных финансов» возьмет на себя управление финансами вашей компании. Он будет регулярно предоставлять цифры, чтобы вы принимали на их основе управленческие решения. 

Что делает финансовый директор:
— Внедряет все необходимые управленческие отчеты
— Обеспечивает ежемесячный сбор цифр по компании
— Анализирует показатели и находит точки роста чистой прибыли
— Планирует финансовый результат и ведет бюджеты
— Рассчитывает финансовую целесообразность новых идей

Работаем удаленно с компаниями со всего мира. Услуга подходит компаниям с выручкой от 3 млн ₽ в месяц.

Чтобы получить скидку 5% на первый месяц сопровождения, позвоните по телефону 8 800 551 85 81 и назовите промокод ГАЗЕТА.

Подробнее об услуге »
Подробнее об услуге »
2 августа
106