Екатерина Бутримова
Екатерина Бутримова
финансовый директор

Все чаще мы в Нескучных сталкиваемся с тем, что собственники ведут только отчет о движении денежных средств (ДДС). О состоянии бизнеса они судят только по этому отчету: прибылью считается остаток денег на счетах, выручкой — приход денег. Это в корне неверно. 

А еще в какой-то момент возникают вопросы: «С какой скоростью прирастают мои финансовые вложения?», «Сколько мне должны покупатели?», «Сколько я должен поставщикам?» И тогда на отчет ДДС возлагаются еще и нереальные задачи по ответам на эти вопросы. Из него пытаются вытащить дополнительную аналитику, на которую он по определению не способен.

В этой статье расскажем, какие задачи на самом деле выполняет ДДС, а какие стоит возложить на другие инструменты и не приделывать бедному ДДС третью ногу. Третья нога не нужна. Нужны три отчета.

Не требуйте от ДДС невозможного — толку все равно не будет

Две главные функции отчета ДДС

Часто предприниматели размышляют чересчур просто: «Ну деньги — вот же они! Бери и считай, что нужно, зачем мне остальные отчеты?» Но на самом деле,  ДДС — простой отчет, у которого только две основные функции.   

1. Показывать движение денег. Пришли деньги — вы внесли в отчет сумму прихода: от кого, за что, на какой счет или в какую кассу. Заплатили кому-то — внесли расход.

2. Анализировать денежный поток. В этом отчете вы видите, на что тратятся деньги, в каком количестве и на каких счетах они лежат, как они двигаются между счетами, сколько денег за отчетный период пришло и сколько ушло.

Сводный отчет ДДС. По нему собственник видит, сколько денег было на начало месяца в каждом кошельке,  по каким счетам были движения денег за месяц

И всё! Ничего больше отчет ДДС не покажет. А ведь это далеко не все вопросы о вашем бизнесе, на которые вы бы хотели получить ответы.

«Сколько прибыли я заработал?» и еще два важных вопроса, на которые отвечают другие отчеты

На ряд важных вопросов о вашем бизнесе ответят другие отчеты — ОПиУ и Баланс. Расскажу о трех самых главных показателях, которые вы найдете только в этих отчетах и никак не в ДДС.

«Чему равна моя прибыль?» Ответ — в ОПиУ

Часто собственники считают, что деньги, которые платят клиенты — это выручка. А прибылью считают остатки денег на расчетном счете.

Но деньги, выручка и прибыль — это абсолютно разные вещи. И если все это смотреть только в отчете ДДС, можно досмотреться до кассовых разрывов и ошибочного мнения о прибыльности или убыточности бизнеса.

Представьте фитнес-центр, который продает абонементы. Приходит клиент, покупает абонемент на 10 занятий за 10 000 ₽. Отражаем приход денег в кассу в отчете ДДС за январь.
Но это же еще не выручка! Выручка признается не в момент покупки абонемента, а в момент, когда клиент пришел на каждое из занятий. И расходы признаются в соответствии с выручкой: зарплата тренеру начисляется исходя из проведенных занятий.

Январь. Клиент пришел на занятие один раз. Признали в ОПиУ выручку в январе 1 000 ₽, заплатили тренеру за работу 500 ₽. Прибыль равна 500 ₽.

Февраль. Клиент пришел на занятие уже три раза. Признаем выручку 3 000 ₽, платим тренеру 1 500 ₽. Прибыль равна 1 500 ₽.

А теперь давайте сведем всё это в одну таблицу, чтобы вы поняли: деньги и прибыль — это не одно и то же.

ДДС и ОПиУ в январе. Между деньгами в кассе и прибылью — пропасть
ДДС и ОПиУ в феврале. Между деньгами и прибылью все еще пропасть

Таблицы выше наглядно показывают две вещи. 1) Деньги, которые пришли в кассу — это не выручка и 2) Сумма денег на конец периода, которую показывает отчет ДДС — это не прибыль. Надо ли говорить, что если компания заработала 500 ₽, а собственник думает, что 9 500 ₽ — это так себе ситуация

Нельзя посмотреть в ДДС, увидеть там 1 000 000 ₽ и махнуть всей семьей на эти деньги в Дубаи. Ведь далеко не факт, что эти деньги ваши.

«Сколько у меня запасов?» Ответ — в Балансе

Да-да, в своей практике я сталкивалась с тем, что даже движения товара по складу смотрели через ДДС. Но такой анализ может ввести собственника в заблуждение о его реальных долгах и остатках на складах. Рассмотрим пример.

У Виталия компания по производству мебели. Он заказал крепежных материалов на 100 000 ₽. Поставщик работает по полной предоплате. Виталий заплатил 100 000 ₽ и занес выбытие в ДДС. 

Но это еще не означает, что крепежные материалы поступили к нему на склад. После предоплаты и до момента прихода на склад они должны быть в графе «Дебиторская задолженность» в Балансе. Если поставщик не исполнит свои обязательства по поставке крепежных материалов, Виталий увидит это в Балансе.

А теперь представьте, какая каша будет у Виталия в «отчетности», если он любую оплату за материал считает приходом на склад. Ведь таких поставщиков у него с десяток и каждый работает по своей системе оплаты…

«Каков темп роста собственного капитала?» Ответ — тоже в Балансе

Ладно еще, когда предприниматели считают прибыль по ДДС. А бывает, что по отчету о движении денег пытаются посчитать темп роста собственного капитала. Для этого строят замысловатые таблички и настраивают различные связи между данными. Но в итоге все равно ничего не получается, потому что по отчету ДДС рассчитать скорость роста собственных денег в бизнесе НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО!

Чтобы посчитать рентабельность собственного капитала (ROE), нужен и ОПиУ, и Баланс. Без них совсем никак.

Три отчета — и ни табличкой меньше

Отчет ДДС ведется у 90% предпринимателей, потому что он самый простой для понимания и для отражения в нем операций. Но когда у собственника начинают возникать вопросы, на которые ДДС не должен отвечать, не надо становиться Данилой Мастером и из обычного отчета о движении денег делать универсальный отчет, который покажет всю картину вашего бизнеса. Давайте не будем делать больно отчету ДДС, и дополним его ОПиУ и Балансом.

Еще раз повторим, какой отчет зачем нужен:

  • ДДС — откуда пришли деньги, куда ушли, на каких счетах хранятся
  • ОПиУ — сколько выручки получили, сколько расходов понесли, сколько чистой прибыли заработали
  • Баланс — сколько должен я и сколько должны мне, сколько запасов на складе, чему равен собственный капитал

Финансовый директор для малого бизнеса

Профессиональный финдиректор «Нескучных финансов» возьмет на себя управление финансами вашей компании. Он будет регулярно предоставлять цифры, чтобы вы принимали на их основе управленческие решения. 

Что делает финансовый директор:

— Внедряет все необходимые управленческие отчеты
— Обеспечивает ежемесячный сбор цифр по компании
— Анализирует показатели и находит точки роста чистой прибыли
— Планирует финансовый результат и ведет бюджеты
— Рассчитывает финансовую целесообразность новых идей

Работаем удаленно с компаниями со всего мира. Услуга подходит компаниям с выручкой от 3 млн ₽ в месяц.

Подробнее об услуге
Подробнее об услуге
20 августа
4 129