Анна Попова
Анна Попова
Почти подружилась с цифрами

Андрей Наумов — предприниматель из Санкт-Петербурга. Он один из управляющих партнеров компании с супер серьезным названием «Комплексные Экологические Решения», которая вот уже пять лет занимается экологической документацией для строительных компаний.

Андрей — не новичок в области экологии, а вот опыта работы руководителем у него в самом начале не было. Выяснилось, что собственный бизнес — коварная штука: у Андрея возникли проблемы — в частности, кассовые разрывы и путаница с прибылью и выручкой.

Однако наш герой не опустил руки и решил принять участие в двухмесячном Марафоне «Нескучных финансов» по наведению порядка в финансах. Андрей признается: Марафон дал настоящий вау-эффект для развития его компании. Теперь в ней работает отчетная система, а сам Андрей перестал думать, что цифры, поступающие из бухгалтерии, — это неведомая тарабарщина. Он разобрался в языке цифр и начал чувствовать, чем живет его бизнес.

Передаем слово самому Андрею.

«Дебиторка» и «кредиторка» казались 
мне ругательствами

Наш бизнес помогает строительным организациям с экологической документацией. Обычно им нет смысла брать под эту задачу дополнительного человека в штат, поэтому мы востребованы.

Когда мы с партнером начинали бизнес, у меня не было управленческого опыта. Я все делал по наитию. Например, держал большинство цифр в голове, но не пытался упаковать их в отчеты — не видел в этом смысла.

Обычно мы просто приходили к бухгалтеру и спрашивали: «Прибыль или убыток?» На этом весь управленческий учет у нас заканчивался.

У меня возникло ощущение вакуума: я чувствовал, что мне не хватает понимания цифр, которыми оперирует бухгалтерия. Для меня «дебиторка» и «кредиторка» были ругательными словами, а прибыль и выручка — равноценными понятиями. Было ощущение, что я иду буквально по минному полю.

Понял, что хочу во всем разобраться сам

В строительной сфере сейчас кризис. Получается эффект домино: падает маржинальность заказчиков, а вслед за ней — и наша. Плюс ко всему выросла конкуренция. Так что в течение последнего года наши показатели упали.

Начались и другие проблемы. Время от времени у нас случались кассовые разрывы. Бывало, что мы выскакивали из них буквально в последний день.

Мы стали думать, что делать. В декабре прошлого года я собрался и поехал в Москву — на Интенсив «Нескучных финансов».

После прохождения Интенсива я понял, что у нашей компании есть три варианта: нанять финансового директора, взять консультанта «Нескучных финансов», который бы нам все наладил, и пройти Марафон.

Нанять финдиректора — слишком дорого, поэтому выбирали между консультантом и Марафоном. Марафон показался мне самым эффективным. Мне понравилось, что на Марафоне предприниматели сами учатся налаживать управленческий учет.

Я понял: нужно пропустить информацию через себя. Научиться чувствовать цифры. Если я это не сделаю — то для меня управленческий учет останется на уровне красивых картинок. Поэтому мы остановились на Марафоне.

Думал, что финмодель — трата времени впустую

В начале марафона я категорически не хотел делать финмодель: мне казалось, это пустая трата времени. Дело в том, что клиенты приходят к нам главным образом за счет сарафанного радио. Конечно, мы используем рекламу в интернете, но она приводит к нам минимум новых клиентов. Поэтому для нас с самого начала модель продвижения бизнеса через Инстаграм и другие соцсети была неактуальна.

Наш менеджер Алина убедила меня попробовать сделать финмодель. Как-то утром я все-таки сел за домашнее задание. Когда я собрал финмодель, то был приятно удивлен: у меня появилась возможность, образно говоря, поиграть с цифрами и увидеть их с разных сторон. Конечно, на финмодель нельзя стопроцентно ориентироваться, но она показывает динамику развития компании.

Каждый отчет раскрывает общую картину бизнеса в цифрах

Первый документ, который мы разбирали на Марафоне — ДДС. На мой взгляд, правильно, что нам его дали в самом начале. Собрав ДДС, ты четко понимаешь, о чем этот курс и готов ли ты двигаться дальше. Например, у нас в группе была одна девушка. Когда она собрала ДДС, она осознала, что у нее в компании все плохо — и решила закончить Марафон.

Еще полезный документ — отчет о прибылях и убытках. Благодаря ему каждое направление бизнеса становится прозрачным: ты сразу видишь, сколько денег уходит, например, на офисные нужды. Появляется понимание, как минимизировать траты (особенно, бытовые), когда падает маржинальность.

Лично для меня самый полезный документ курса — учет сделок.

Скажу честно: мне было гораздо интереснее собрать и качественно заполнить этот документ, чем выполнять другие задания.

Благодаря учету сделок мы фиксируем все коммерческие предложения, скидки, которые мы даем или которые у нас просят заказчики, и тем самым ведем четкую статистику движения вверх или вниз, отмечаем даты начала и окончания проекта.

Это помогает контролировать процесс работы по проектам: например, наши заказчики не всегда готовы предоставить необходимую готовность строительного объекта, чтобы мы могли заняться документацией. Теперь мы можем оперативно это отследить и скорректировать сроки договора дополнительным соглашением. Мы стали более грамотными в юридическом плане.

Выстроили вектор развития компании

Для меня Марафон — это вау-эффект. Благодаря ему мы выстроили вектор правильного развития компании. Моя эффективность как руководителя уже возросла на 80-90 %. А ведь я только начал применять полученные знания на практике.

Мы еще работаем над системой управленческого учета в компании. Но для меня уже ясно, что наш бизнес функционирует совершенно по-другому. Шестьдесят дней Марафона — оптимальное количество времени, чтобы во всем разобраться, увидеть динамику развития и проанализировать ошибки, которые ты сделал при сборе документов.

Работы еще много — надо разобраться 
со сбором цифр

Пока перед нами стоит проблема сбора цифр. Кто-то из подрядчиков присылает нам необходимые документы чуть ли не ежедневно, кто-то — раз в месяц, кто-то — раз в неделю. Если у тебя два или три подрядчика, то довольно непросто собрать все нужные цифры к пятому числу каждого месяца. Чтобы наладить эффективную систему отчетов, нужно грамотно и гибко перенастроить своих подрядчиков. Этим мы сейчас и занимаемся.

На сегодняшний день я сам собираю ДДС и ОПиУ, а балансом занимается мой бухгалтер. Этот документ для меня пока не раскрылся на все 100%. Я понимаю его важность, но думаю, и в будущем оставлю его в зоне ответственности бухгалтера.

Набил шишки и двигаюсь дальше

Если бы я с нынешним багажом знаний пришел в бизнес пять лет назад, я бы сразу занялся отчетностью. Но мне надо было набить шишки и понять самому, зачем нужен учет.

Сейчас я хочу открыть еще одну компанию. И там я с самого начала внедряю управленческий учет. Я хочу знать, чем дышит компания, даже если не смогу участвовать в ее жизни 24/7.

У меня проснулся азарт: я жду конца месяца, чтобы создавать отчеты. Это потрясающее чувство — понимать, что ты ощущаешь цифры своей компании.

Всем друзьям я уже советую ваш курс. Я буквально заставляю их пройти Марафон: «Идите, сначала вы ничего не поймете, но через полгода оцените важность того, чему вас тут научили». Для развития бизнеса нужен отлаженный управленческий учет. Например, когда я открываю РБК, я вижу новости о том, что крупные компании ежегодно публикуют отчеты о своей работе. Вряд ли крупный бизнес тратил бы время на отчетность, если бы это было бесполезное занятие, правда?

Онлайн-практикум «Порядок в финансах»

Двухмесячная программа по внедрению инструментов финучета в бизнес. 15 групповых занятий с обратной связью от экспертов. Результат — в вашей компании сформирована учетная политика и работают все необходимые отчеты:

— Отчет о движении денег
— Отчет о прибылях и убытках
— Баланс
— Зарплатная ведомость
— Учет сделок
— Учет основных средств

Подходит для компаний возрастом 2+ лет и выручкой 1+ млн ₽ в месяц. Чтобы получить скидку 5%, позвоните по телефону 8 800 551 85 81 и назовите промокод ГАЗЕТА.

Подробнее о практикуме »
Подробнее о практикуме »
23 июля
47