Анна Иванова
Анна Иванова
Финансовый директор

Все расходы бизнеса можно разделить на прямые и косвенные. Прямые расходы четко относятся к определенному направлению или проекту. Например, себестоимость ресурсов или зарплата производственного персонала.

Косвенные расходы нельзя отнести к определенному направлению. Например, аренда офиса и офисные расходы, реклама, зарплаты директора и Зиночки-бухгалтера.

И вот с этими косвенными расходами предприниматели часто допускают ошибку. В попытках оценить эффективность направлений бизнеса или отдельных проектов, предприниматели пытаются распределить по ним все расходы компании, в том числе косвенные. Вот и получается целая треш-комедия с зарплатой Зиночки-бухгалтера: на один проект идет 15 тысяч от ее зарплаты, на другой 20 тысяч, а с третьего проекта мы налоги не платим, поэтому туда не идет ничего. И так со всеми косвенными расходами — арендой, офисными расходами и так далее.

Так нельзя. Это приводит к тому, что цена на продукт искусственно увеличивается, а предпринимателю становится сложно понять, стало ли направление работать лучше или нет.

Если у вас несколько направлений в бизнесе и вы хотите разобраться, какое из направлений работает круче, то сегодня расскажем, как правильно это сделать. Но для начала надо научиться определять, какие расходы прямые, а какие — косвенные.

Как понять, какой расход прямой, а какой — косвенный?

Представим, что в нашем бизнесе два направления: офлайн-магазин и онлайн-магазин дизайнерской мебели. У нас трудятся один кассир, один программист и один бухгалтер.

Внимание, вопрос: чья зарплата относится к прямым расходам, а чья — к косвенным?

Чтобы отделить прямые расходы от косвенных, задайте себе вопрос «На какое направление приходится расход?»

Если конкретное направление сразу приходит в голову, то это прямой расход.

Если ответ «Не знаю», «Не понимаю, как разделить», «Ко всем направлениям сразу», то это косвенный расход.

Зарплата кассира — прямой расход офлайн-магазина, поскольку кассир сидит себе и продает в магазине. Он никак не связан с интернет-продажами.

Кто ответил, что косвенный расход — это зарплата бухгалтера, тому 1 НФкоин

Зарплата программиста — прямой расход интернет-магазина, поскольку без этого сотрудника интернет-магазин работать не сможет, а вот офлайн-магазин никак не изменится.

Зарплата бухгалтера — это косвенный расход. Мы можем четко отнести на определенное направление? Нет. Бухгалтер работает на всю компанию в целом. Если мы решим убрать какое-то направление, зарплата бухгалтера остается неизменной.

Но у внимательных предпринимателей может возникнуть вопрос: «Но я же использую часть косвенных расходов, чтобы исполнить свои обязательства по этим направлениям. Да и я четко могу сказать, какую часть первичных документов обработала Зиночка-бухгалтер по офлайн- магазину, а какую часть — по онлайн-магазину. Почему бы мне тогда не разделить ее зарплату по направлениям?»

Резонный вопрос. Давайте рассмотрим, что будет, если мы распределим косвенные расходы по направлениям.

Что будет, если распределить косвенные расходы по проектам

Вернемся к нашей мебельной компании. Представим, что сейчас у нас в работе два проекта по разработке дизайна мебели. Косвенных расходов у нас на 120 000 ₽ — распределим их по проектам.

Проект 1Проект 2
Выручка100100
Прямые расходы-50-50
Косвенные расходы-60-60
Прибыль-1010

Разделив косвенные расходы, мы видим, что два наших проекта убыточны

Однажды к нам в кабинет приходит менеджер и приносит на утверждение новый проект. Выручка 100 000 ₽, прямые расходы 70 000 ₽. Косвенные расходы остаются прежними — 120 000 ₽. Только теперь мы их распределяем не по двум, а по трем проектам.

Проект 1Проект 2Проект 3
Выручка100100100
Прямые расходы-50-50-70
Косвенные расходы-40-40-40
Прибыль1010-10

С появлением нового проекта часть косвенных расходов — канцелярия, вода в офис, зарплата Зиночки-бухгалтера — перешла на третий проект

Понимаете абсурдность ситуации? Было два убыточных проекта, взяли новый — и они вдруг стали прибыльными. И каждый новый проект будет делать старые проекты прибыльнее, но при этом в действительности это будет не так.

Увидев такой отчет, скорее всего вы не возьмете третий проект по такой цене, поскольку он при такой выручке получается убыточным. Чтобы нам было выгодно взять третий проект, нужно либо уменьшать расходы, что трудно, либо увеличить выручку от проекта, что может сорвать сделку.

4 ключевых инструмента для оцифровки бизнеса

Мастер-класс финансового эксперта, который навел порядок в финансах 200+ компаний. Какие инструменты помогают предпринимателям увеличить чистую прибыль бизнеса, масштабировать компанию и избавиться от кассовых разрывов.

Какие проблемы затронем на мастер-классе:
— Компания все больше, а прибыль не растет
— Попадаю в кассовые разрывы
— Не понимаю, на что тратить бюджеты компании
— Не знаю, сколько денег брать себе без ущерба для компании
— Уперся в потолок, не знаю, как увеличить прибыль

Регистрируйтесь, это бесплатно!

Зарегистрироваться
Зарегистрироваться

Так как же правильно оценивать эффективность направлений?

Эффективность направлений и отдельных проектов смотрят по валовой прибыли — разнице между выручкой и прямыми расходами. А косвенные расходы пойдут ниже.

Давайте вернемся к примеру, когда у нас в работе два проекта. Посчитаем валовую прибыль, а косвенные расходы учтем отдельно.

Проект 1Проект 2
Выручка100100
Прямые расходы-50-50
Валовая прибыль5050
Косвенные расходы– 120
Прибыль20

Проекты вносят равноценный вклад в покрытие косвенных расходов и оба одинаково эффективны. Но выручки от каждого проекта недостаточно, поэтому получаем убыток в 20 000 ₽

Далее нам нам приносят третий проект. Добавим его в таблицу

Проект 1Проект 2Проект 3
Выручка100100100
Прямые расходы-50-50-70
Валовая прибыль505030
Косвенные расходы-120
Прибыль10

Третий проект менее эффективен чем первые два. Но его вклада в покрытие косвенных расходов достаточно, чтобы компания в итоге получила прибыль

Валовая прибыль — это ключевой показатель для понимания того, какое направление в бизнесе работает эффективнее и сколько они все зарабатывают. Валовая прибыль разграничивает прямые и косвенные расходы и позволяет понять, на какое направление у нас приходится больше прямых расходов, какое направление оставляет больше выручки на покрытие косвенных.

А как правильно считать и анализировать этот показатель — расскажем в следующей статье. Подпишитесь на рассылку наших материалов, чтобы не пропустить!

1 августа
5 891