Илья Еремин
Илья Еремин
Узнал, как Катя тащит бизнес

Эта история о том, с какими трудностями столкнулся собственник цветочного магазина, и как получилось вывести бизнес в плюс. Слово Кате.

Екатерина Артемова. Собственник цветочного магазина

Как я поняла, что мне нужен учет

Когда-то давно я работала помощником флориста. Видимо, после этого розочки засели у меня в душе. Однажды я узнала, что моей знакомой, талантливому флористу Маргарите, нужен партнер. Ну, я и подумала, а почему бы мне им не стать. Так и начали работать: она делала красоту, а я давала деньги.

Ня

Первое время меня не было в России, и я управляла бизнесом удаленно. Даже в ночь перед родами сидела и делала маршрутные листы для курьеров, потому что это было накануне 8 марта. Но все равно мне постоянно звонили и говорили, что нужно выслать еще денег.

Конечно, я сразу понимала, что один цветочный магазин не будет приносить мне великих денег. Но в убыток мне работать совсем не хотелось. Поэтому я при первой возможности вернулась в Москву и плотно взялась за управление и финансы.

Забавно, кстати: даже в крупных сетевых магазинах порой нет нормального учета. Серьезно, есть в Москве одна цветочная сеть из 15 магазинов, и там просто сидят тетки и ручками записывают продажи в журнальчик. Не пойму, как собственник этих магазинов понимает, что цветы реально продали, а не своровали? Как он потом использует эти журналы? Я вот не знаю.

Ага, именно так все и происходит

В ноябре 2016 я начала внедрять складской учет, взяла программу «СабТотал». В ней вроде бы разобралась, но все равно не понимала до конца, что мне дают все эти цифры. Ну а сотрудники не горели желанием запариваться и учиться — получают зарплату и ладно. Но это я сейчас понимаю. А тогда мне казалось, что все относятся к магазину, чуть ли не как к своему собственному.

Александр Афанасьев
Александр Афанасьев
Финансовый директор
«Магазин работал как-то, сотрудники делали что-то, сколько заработали — столько и заработали. Примерно такой была ситуация в бизнесе Кати​».

Только все устаканилось, и на тебе!

Несмотря на все косяки, бизнес рос — мы даже начали окупать аренду. Но дальше не фортануло, нас выгнали со старого места. Мы нашли новое, а там аренда в полтора раза выше. А после переезда дом начали реконструировать. Короче, из-за этого у нас упала проходимость и практически не было продаж. И вот уже второй раз у меня 500 тысяч убытка. Как дубиной по голове.

А я все так же пыталась совладать с учетом. Но внезапно осознала, что я просто вношу циферки задним числом. И получалось, что я только в августе вижу, какие косяки у меня были в июне. Ну, круто, только что дальше-то? А ничего. Короче, я тупо превратилась в собственного бухгалтера. Причем, такого себе.

Взяла Сашу заниматься финансами

Я была подписана на рассылку «Финолога», и однажды пришел анонс совместного выступления Михаила Смолянова и Александра Афанасьева. Я сходила — Саша там рассказывал о 8 ошибках предпринимателей.

Потом я записалась на разбор. У меня даже не было конкретных вопросов — просто хотела узнать, что я делаю не так. Саша сказал, что надо составить финансовую модель — так мы посмотрим на бизнес со стороны, найдем дыры и поймем, как их залатать. И правда, увидели, что всё плохо. Но в то же время поняли, над чем работать.

И что еще важно, через финмодель я увидела, как прибыль зависит от разных показателей: количества звонков, посетителей, конверсии, среднего чека и так далее. Это стало для меня открытием. А без цифр не знаешь, что делать и как расти.

Финмодель хоть и ответила мне на часть вопросов, но создала еще больше — все проблемы вылезли наружу и надо было их решать. В финансах и учете я не разбиралась, поэтому Саша взял меня на сопровождение.

Классные сапожки, Саша!

Что мы сделали

Мы составили управленческий отчет по маркетингу и продажам. По нему увидели, на какие показатели нужно делать упор: трафик из инстаграма и его конверсию в продажу. Наняли сммщика на инстаграм: посты нормальные, таргетинг и все такое. Раньше инстаграм тоже велся, но поскольку-постольку. А с сммщиком поперло: в августе (до всего этого движа) было 113 продаж в онлайне, а в сентябре уже 210.

В 2 раза
увеличились онлайн-продажи за месяц
Александр Афанасьев
Александр Афанасьев
«50 тысяч рублей — это жирная зарплата, которая вообще не мотивирует сотрудников. Они отсидели 8 смен, получили зп и довольные пошли домой. Мы ввели оклад + процент от продаж в августе, и уже в сентябре увидели результат»

Раньше у продавцов был фиксированный оклад — 50 тысяч рублей. До продаж им дела не было: поработали, получили свои деньги и пошли домой. Поэтому мы ввели систему мотивации: у продавцов есть оклад 35 тысяч и процент от продаж. У продавцов шок, потому что теперь нельзя просто просиживать штаны — почти половина уволилась. Но зато оставшиеся теперь нацелены на результат. Чтобы продавцы улучшали результаты, планируем проводить тренинги по продажам.

Мы увидели, что много цветов просто списывается: ежемесячно на 100-150 тысяч рублей. Я стала контролировать этот момент лично, списания уменьшились до 40 тысяч в месяц. В сентябре, правда, опять скакнули, но тут просто я недоглядела.

В 3 раза
снизилось количество списаний

Чего добились и что еще предстоит

Я до сих пор совсем не эксперт в финансах, поэтому все еще разбираюсь во всяких деталях. Не знаю до конца, как мне смотреть на отчеты, чтобы видеть целую картину; как мне узнать, сколько денег зарыто на складе. Саша учит потихоньку, сама бы не осилила.

Магазин все еще убыточный, но каждый месяц минус становится меньше. Теперь я знаю, как мне выходить на прибыль. Показатели перед глазами, планы намечены — через три месяца планирую уже зарабатывать.

Александр Афанасьев
Александр Афанасьев
«Катя молодец: в сентябре она сделала максимальную выручку за всю историю — 1 750 000 рублей, и за день — 120 000 рублей. Если она последовательно будет делать то, что мы планируем, сможет вывести магазин в плюс и открывать новые точки. Самое главное — фокусироваться на цели, которую ставишь»
1,75 млн
максимальная месячная выручка
120 тыс.
максимальная дневная выручка

Повторим: что сделала Катя

  1. Оцифровала бизнес: составила финмодель, начала вести отчеты ДДС, ОПиУ, Баланс. Увидела зависимость прибыли от показателей. Поняла, над какими показателями работать эффективнее всего.
  2. Наняла сммщика, который увеличил трафик в инстаграме и продажи в интернете.
  3. Ввела систему мотивации для продавцов. Теперь им выгодно продавать больше, ведь на кону — их зарплата.
  4. Стала лично контролировать списания — их стало в три раза меньше.
  5. Сделала максимальную выручку за день и за месяц: 120 000 и 1 750 000 рублей соответственно.

Катя могла бы изучать финансы и управленческий учет сама. Но, чтобы не наделать ошибок и не потерять деньги, работает вместе с Сашей. Он на основе цифр помогает ей принимать правильные решения.

Финансовый директор для малого бизнеса

Профессиональный финдиректор «Нескучных финансов» возьмет на себя управление финансами вашей компании. Он будет регулярно предоставлять цифры, чтобы вы принимали на их основе управленческие решения. 

Что делает финансовый директор:
— Внедряет все необходимые управленческие отчеты
— Обеспечивает ежемесячный сбор цифр по компании
— Анализирует показатели и находит точки роста чистой прибыли
— Планирует финансовый результат и ведет бюджеты
— Рассчитывает финансовую целесообразность новых идей

Работаем удаленно с компаниями со всего мира. Услуга подходит компаниям с выручкой от 3 млн ₽ в месяц.

Подробнее об услуге »
Подробнее об услуге »

До скорого!
Редактор Илья Еремин.

4 июля
184