Эмилия Гулиева
Эмилия Гулиева
рассказала как Василий познал финансы

Легенда

Наш герой — владелец производства сувенирной продукции — Василий Григорьев. У него, вроде бы, было все ровно: денежки на счет приходят, долгов нет, бизнес работает. Но пару раз в месяц Василий одной рукой брал деньги из кассы, а другой держал пальцы крестиком, чтобы не случился кассовый разрыв. 

Однажды Василий прочитал нашу статью на vc.ru о том, с чего предпринимателю начать управленческий учет. И мир его перевернулся. В статье были описаны те же проблемы, что у него: путаница в расчетных счетах, мешанина из личных средств и денег компании, несоответствие данных из таблиц и реальности. Вспоминаем начало — вроде деньги есть, а проблем не убавляется. То-то и оно. 

«Это классика — предприниматель считает результат работы компании через поступившие на расчетный счет деньги. Они уходят, не понятно, куда и на что. Выручка растет, расходы тоже, но непонятно, работает компания в плюс или минус», — рассказывает Василий.

Василий Григорьев — производит сувениры

Почему предприниматель пошел
к финансовому директору?

Два года назад Василий решил разобраться в финансах. Он и его партнеры по бизнесу ходили на разные курсы по финпланированию, но ничего не помогало. Почему, спросите вы? Да просто Василий пытался разобраться во всем самостоятельно, а это не так просто. Финансы — это долго и сложно. Ну примерно, как выучить математику в школе. Василий говорит, что собственнику не обязательно уметь составлять ДДС, он же сам не будет его вести. 

И тут мы сделали Василию предложение, которое, по его словам, «подошло, как идеальный пиджак от Армани»: таблицы читать — научим, на какие цифры смотреть — покажем и обучим сотрудников вести финансовый учет. Беру.

«Мне сразу понравился подход „Нескучных финансов“ — без пафоса и без сложных терминов. Все объясняют простым доступным языком», — рассказывает предприниматель.

Прошел всего месяц

На первой бесплатной консультации Василий объяснил Саше, что происходит в компании. Саша ответил: «Это классика, выход есть». Василий обрадовался и спросил, куда нести деньги. Оплатил счет и понеслось.

ДДС. Первым делом Василий, Саша в роли эксперта и финансовый директор проекта Оксана встретились, чтобы познакомиться. Саша сразу обозначил фронт работ: сначала нужно было составить отчет о движении денежных средств. Для этого Оксана начала работать с бухгалтером Василия. Она показала, какие данные нужны, и как надо заполнять таблицы. 

Финмодель. Затем умница-финдир-Оксана составила вместе с бухгалтером финансовую модель. Подготовились, показали ее Василию: объяснили, на что смотреть, и какая цифра что означает. Теперь Василий на 70% в ней разбирается. Скоро освоит ее совсем, и держись, Якутск!

Баланс. На гарнир оставили балансовый отчет. Показали Василию, как его читать, чтобы он в любой день мог понять, что происходит с его активами и пассивами.

ОПИУ. После отчета о балансе и составления финмодели выдохнули и приступили к отчету о прибылях и убытках. И, таки, прибыль посчитали.

Василий вспоминает прошедшие четыре недели и нарадоваться не может: «За месяц мы многое прошли. Раньше у нас даже терминов таких в голове не было: ОПИУ, баланс, финмодель. Через год выйдем на очень хороший уровень. Благодаря финмодели мы поняли, как работает компания. А в балансе увидели, где мы находимся, и куда двигаться».

Комментирует финдир проекта — Оксана Лемещенко:

«Мы приступили к работе и увидели, что у клиента почти не налажен учет. Василий ориентировался на единственный показатель — движение денег. Еще финансовый учет был запутан между тремя юрлицами: ООО и двумя ИП. Чтобы начать, мы расписали подробную дорожную карту проекта».
На дорожной карте показаны все этапы и даты будущих работ

Работа изнутри

В неделю у сотрудников Василия проходит 2-3 встречи с Оксаной. Раз в неделю к ним подключается Саша и координирует работу. А еще Саша дает Василию советы как предприниматель предпринимателю. Так сказать, по-братски.

Оксана терпеливо учит сотрудников заполнять отчеты, а Саша рассказывает Василию, как читать таблицы и, например, что значит положительный и отрицательный оборотный капитал — хорошо или плохо это для бизнеса.

И пусть Василий уже во многом разобрался, он все равно продолжит работать с нашим финансовым директором. Его слова: «Чтобы выстроить систему, нужно работать долго. Тут помог опыт прошлых ошибок, когда я хотел разобраться быстро и самостоятельно. Любой компании нужен финансист: он знает, как избежать кассовых разрывов, разбирается во всех этих отчетах и помогает спланировать будущее. У нас в компании вообще не было финансиста — это дорого, и в Якутске сложно найти толкового».

Что изменилось

Раньше Василий принимал решения на уровне инстинктов. Лежали у него на счете 10 млн рублей, и он вытаскивал из них полмиллиона на сайт. А что уж там дальше с финансами было — непонятно.

«Непонятно, что делать, когда деньги есть. Ну как в сериале «Дикий запад», — шутит предприниматель.

Василий уже видит показатели по каждому направлению: прибыль, расходы и рентабельность. Говорит, что только сейчас понял, какие цифры нужно контролировать в работе отдела продаж, какие из них влияют на прибыль и выручку. А вот что такое оборачиваемость кредиторки, дебиторки и запасов — пока не разгадал. Но то ли еще будет!

«Мышление меняется потихоньку. Нельзя сразу разобраться и все настроить — нужно тестировать, учиться. Без Оксаны мы никуда: составим план на год, и он не сойдется с фактом в первый же месяц. Встанет вопрос, что делать дальше. Поэтому работа с финансовым директором — это игра вдолгую. А еще его стоимость окупается. Бизнес не движется, как корабль в тумане, теперь у него есть навигатор, который показывает подводные камни в виде кассовых разрывов. Для нас, дилетантов, это сакральные тайны и магия».

Планы на следующий год

Вначале Василий планирует закончить внедрять отчетность. Дальше будем составлять бюджет на следующий год и каждый месяц следить за тем, как он сбывается.

Комментирует Оксана Лемещенко:

«Нам предстоит долгая работа. Чтобы правильно составить отчетность, нужны грамотные первоначальные данные. Если они записаны на коленке в разных системах, то сразу отчеты не построишь. За короткий срок в два месяца можно только восстановить учет. А восстановление учета — это только вершина айсберга. Затем нужно построить правила, как этот учет вести. Затем будем тестировать отчетность и смотреть, все ли хорошо отображается: все ли статьи учли, и сходятся ли данные с реальными остатками денег».

* * *

Еще одному предпринимателю стало проще жить. Если хочешь разобраться в финансах, пиши нам. Умеем, практикуем. 

Ваша Эмилия.

Финансовый директор для малого бизнеса

Когда собственник или гендир заполняют финансовые отчеты и пытаются разобраться в перипетиях оборотного капитала — это не дело, потому что неэффективно. Этими вещами должен заниматься специалист.

Передайте управление финансами вашего бизнеса финансовому директору из «Нескучных финансов». Он внедрит необходимые отчеты, проследит за их заполнениями, проанализирует финансовую ситуацию в компании и предложит руководителю варианты, как увеличить чистую прибыль компании.

Финдир делает так, что 5 числа каждого месяца руководитель получает сводку по ключевым показателям компании. Он знает, что нужно сделать, чтобы улучшить результат. Бизнес под контролем.

Подробнее о Финдиректоре для малого бизнеса »
Подробнее о Финдиректоре для малого бизнеса »
4 июля
33