Валентина Белозерцева
Валентина Белозерцева
финансовый директор
Владимир Серов
Владимир Серов
редактор

Основные средства бизнеса — это имущество со сроком использования больше года: здание, машина, компьютер. Если вы эффективно используете основные средства, то издержки снижаются, темпы производства ускоряются, а денег в кассе становится больше. Чтобы работать с основными средствами эффективно, нужно отслеживать четыре показателя: фондоотдачу, фондоемкость, фондовооруженность и рентабельность основных средств.

1. Коэффициент фондоотдачи

Показывает, какой доход вы получаете на каждый рубль, который вложили в здание или технику.

Выручка / Среднегодовая стоимость основных средств

Если коэффициент больше единицы, все хорошо. 

Давайте на примере. В начале года машины в транспортной компании стоили 4,5 млн рублей, а к концу года подешевели до 3,5 млн рублей. Рассчитаем среднегодовую стоимость: (4,5 + 3,5) / 2 = 4 млн рублей.

Предположим, за год компания заработала 3 млн рублей. Рассчитаем фондоотдачу: 3 / 4 = 0,75. 

Коэффициент меньше единицы показывает, что нужно использовать транспорт более эффективно — а то получается, на каждый вложенный рубль приходится доход 75 копеек. В транспортной компании для повышения коэффициента можно нанять водителей для работы в ночную смену, чтобы машины не простаивали. В парикмахерской — предлагать скидки в часы, когда клиентов меньше всего. В кофейне — договориться с ближайшими офисными центрами о доставке кофе.

2. Коэффициент фондоемкости

Показывает, сколько надо вложить в основные средства, чтобы выпустить продукцию на 1 рубль.

Среднегодовая стоимость основных средств / Выручка

Если коэффициент меньше единицы, все хорошо.

Для примера возьмем ту же транспортную компанию. Мы уже знаем среднегодовую стоимость имущества (4 млн рублей) и выручку (3 млн рублей). Теперь рассчитаем коэффициент: 4 / 3 = 1,33. Это значит, что для выпуска продукции на 1 рубль требуется вложить в основные средства 1,33 рубля. Плохо! 

Меры по снижению фондоемкости такие же, как для повышения фондоотдачи. Надо стремиться, чтобы оба коэффициента равнялись единице.

3. Коэффициент фондовооруженности

Показывает количество основных средств, которое приходится на каждого сотрудника.

Среднегодовая стоимость основных средств / Среднесписочное число сотрудников

Этот коэффициент нужно оценивать в динамике. Если он со временем увеличивается, это говорит о росте производительности труда. 

Например, в первый год работы у вас было 10 сотрудников, а основные средства стоили 10 млн рублей. Делим стоимость на сотрудников: 10/10 = 1. Если во второй год прибыль компании и стоимость основных средств остались на том же уровне, а сотрудников стало уже 20, то коэффициент будет 10/20 = 0,5. Получается, что производительность компании снизилась. Возможно, вы раздули штат или не занимались автоматизацией производства.

4. Коэффициент рентабельности основных средств

Показывает, какую прибыль получает компания после использования каждого рубля стоимости основных средств.

(Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость основных средств) * 100%

Среднегодовая стоимость имущества в нашей транспортной компании составляет 4 млн рублей, а прибыль пусть будет 400 000 рублей. Рассчитаем рентабельность: (400 000 / 4 000 000) * 100% = 10%.

Этот коэффициент тоже нужно отслеживать в динамике — если со временем он повышается, то это значит, что ваш бизнес работает все эффективнее и эффективнее. 

Над увеличением рентабельности обычно работают несколько сотрудников во главе с топ-менеджером, потому что это целая наука. Вот что они делают в общих чертах:

  • Проводят инвентаризацию, чтобы проверять износ оборудования, выявлять непригодную технику, модернизировать или вводить в эксплуатацию новое оборудование. Если инвентаризация показывает, что техника стоит без дела, ее можно сдать в аренду или продать — это тоже увеличивает рентабельность основных средств.
  • Проводят переоценку основных средств. Компьютеры со временем дешевеют, а недвижимость дорожает — это все нужно учитывать.
  • Увеличивают производительность труда и объем выпускаемой продукции. Мотивируют персонал, привязывая зарплату к количеству произведенного товара.
  • Пересматривают структуру активных и пассивных фондов. Активные — те, которые участвуют в создании продукции: машины и оборудование. Пассивные — создают для этого условия: здания, сооружения. Важно, чтобы активных было больше, чем пассивных.
  • Обучают сотрудников. Это помогает сотрудникам грамотно использовать оборудование, соответственно, оно реже ломается.

Если хотите держать коэффициенты основных средств под контролем и планомерно повышать рентабельность, пригласите в команду финансового директора.

Финансовый директор для малого бизнеса

Постоянное сопровождение. Наведем порядок в финансах, соберем отчетность, проанализируем цифры и дадим информацию для принятия прибыльных управленческих решений.

Записаться на консультацию Это бесплатно
30 апреля
709