Что такое факторинг и когда им выгодно пользоваться

Татьяна Чермошенцева
Татьяна Чермошенцева
10 лет работала в факторинговой компании
Екатерина Евдокимова
Екатерина Евдокимова
Редактор

— Долго еще завтраками будете кормить? У меня отсрочки ваши в печенках! ― Гудела в трубке начальница цеха. Леша поморщился ― материалы подходили к концу, нужно было их закупать, чтобы успеть с поставками для крупного покупателя. 

Но денег на материалы не было. Не хватало даже производственникам на следующую зарплату. Обидно! Настоящих денег, которые можно тратить, нет, а в балансе целый сугроб дебиторки! Это компания Олега купила большую партию, а расплатиться решила через два месяца, как деньги будут.

Нет смысла трясти Олега раньше времени, у него тоже финансы поют романсы. Но что тогда делать? Где быстро найти денег, чтобы вылезти из кассового разрыва или закупить материалы, чтобы бизнес не встал? Один из вариантов ― факторинг. Сегодня поговорим, как факторинг работает, когда применять его выгодно для компании, а когда ― опасно.

Что такое факторинг и как это работает

Факторинг ― это уступка дебиторской задолженности. Компания-фактор забирает у вас дебиторку и отдает живые деньги, которые можно тратить прямо сейчас. За это нужно заплатить фактору комиссию. Покупатель же платит полную сумму фактору.

Давайте на примере. Леша — поставщик. Он отгрузил Олегу товары с отсрочкой платежа 60 дней. Вскоре после этого Лешина компания попала в кассовый разрыв ― не было денег на закупку новых товаров и выдачу зарплаты. Такая большая отсрочка показалась вечностью. 

Леша пошел к фактору. У него попросили пакет документов и заполнить анкетку. Фактор позвонил покупателю и узнал, что тот получил товар и претензий нет. 

После этого составили договор переуступки ― теперь накладная была у фактора. Леша с фактором подписали уведомление о том, что теперь Олег должен скинуть деньги факторинговой компании, а не Лешиной. Это уведомление дали подписать Олегу. Фактор рассказал покупателю, куда скидывать деньги и объяснил поставщику, когда ждать поступлений.  

Через два дня Леша получил на расчетный счет всю сумму, а на электронную почту ― счет на оплату комиссионных фактора. Когда отсрочка платежа у Олега закончилась, тот перевел деньги на счет фактора, а не поставщика.

Факторинговые компании используют разные схемы выплат. Чаще всего они перечисляют не всю сумму сразу, а делят ее на два платежа, например 70% и 30%. Остаток ― своего рода залог, вдруг форс-мажор какой-нибудь свалится или покупатель сильно просрочит оплату, тогда из второго платежа можно будет удержать дополнительную комиссию. Факторинговая компания пересылает сначала первый платеж. Когда покупатель скидывает всю оплату фактору, то и вам на счет прилетает остаток, из которого вычли комиссию.

Комиссия фактора от 8 до 40 % годовых. Она начисляется не за весь год, а за время пользования деньгами. Представим, что с того момента, как фактор скинул деньги поставщику Леше, до того времени, как его покупатель Олег отправил их фактору, прошло два месяца.При 24% годовых комиссия будет 4% от суммы накладной или 40 тысяч от 1 миллиона.

Какой факторинг бывает

Есть два вида факторинга регрессный и безрегрессный. 

Регресс ― это возврат денег. Вот вы получили часть денег от фактора, а ваш покупатель не перечислил фактору оплату. Хотя должен был. Так вот, при безрегрессном факторинге ― это головняк фактора. Правда, за это он, скорее всего, не отдаст вторую часть платежа ― её просто-напросто съедят комиссии.

А при регрессном вы будете на пару с фактором взывать к совести своего клиента.   После окончания отсрочки, есть период ожидания ― обычно это около месяца. Вдруг у дебитора кассовый разрыв или бухгалтер заболел и не может провести платеж. А если за период ожидания дебитор не оплатит, то придется вытаскивать деньги из своего бизнеса, чтобы вернуть фактору средства, которые он перечислил вам. 

Безрегресс стоит дороже регресса, а получить по нему одобрение сложнее. Ведь, в случае чего, фактору придется взять убыток на себя. При этом, безрегресс не страхует отказ покупателя платить, если товар оказался некачественным. То есть, продать тонну скисших йогуртов, оформить безрегресс, получить часть денег и свалить в закат не получится.

Кому одобрят заявку

Надежность покупателя ― вот что самое важное для получения одобрения от фактора. Смотрят, крупная ли компания и как долго существует компания, какие обороты. Еще обязательно уточнят, как долго он работает с вами и случались ли за ним грешки ― долгие просрочки или срывы оплаты. 

Чтобы прощупать контрагента, вас попросят рассказать о нем в анкете и показать документы, которые подтвердят, что вы с ним знакомы не первый день, например, карточки 62 счета, чтобы увидеть расчеты с клиентом, договоры поставок, могут запросить финансовую отчетность покупателя. По мелочи к факторинговым компаниям обращаются редко, обычно уступают накладные по крупным регулярным поставкам. У каждой компании разные условия по длительности отсрочек, но пристроить дебиторку с отсрочкой больше 150 дней непросто.

Важный момент ― не получится переуступить просроченную накладную. Например, Леша отгрузил Олегу товар с отсрочкой 60 дней. Прошло 60 дней, денег от Олега нет, на контакт он не выходит. Такую накладную Леша не сможет переуступить фактору ― она просрочена.

В каких ситуациях факторинг поможет

Кажется, что факторинг не очень-то выгоден поставщику, ведь нужно свои законные деньги отдавать куда-то налево. Но предприниматели продолжают им пользоваться. В чем же факторинг помогает? Давайте разбираться. 

Вылезти из кассового разрыва. Когда бизнес машет ручкой обязательствам, находясь на дне финансовой ямы, приходит на помощь фактор. Настоящими деньгами можно покрыть кассовый разрыв и жить дальше.

Компания попала в кассовый разрыв: подошел срок оплаты поставщикам и выплаты зарплат сотрудникам, а денег не было. При этом в компании было много дебиторской задолженности, но ближайший срок погашения был не скоро. Обратились в банк для расчета кредита и к факторам, узнать сколько будет стоить разморозить дебиторку.

Кредит обходился дешевле, но давали его под залог, а закладывать у компании было особенно нечего ― оборудования дороже ноутбука нет, а помещение в аренде. Факторинг обходился дороже, но его давали без залога и факторинговая компания сама разбиралась с медлительными контрагентами. В итоге, чтобы вылезти из кассового разрыва, компания обратилась к факторам.

Но стоит отметить, что кассовый разрыв не всегда удастся залить «факторинговыми» деньгами. Если фактор понимает, что компания не развивается, приносит убытки, а кассовые разрывы ― привычное дело, то в финансировании может быть отказано.

Понравиться крупным покупателям и увеличить оборот.
Федеральные сети и крупные оптовики часто закупают товар с отсрочкой ― в их мире вечером стулья, а утром деньги. Сначала они закупают товар, продают его у себя, а затем рассчитываются с поставщиком. Большой период отсрочки ― выгодное условие для них, поэтому с поставщиками, которые не против отложить оплату на подольше, заключают долгосрочные договоры со стабильными закупками. А такие договоры выгодны уже поставщикам.

Компания производила морепродукты, в основном работала с крупными региональными дистрибьюторами, но для роста не хватало денег ―  оборот компании в месяц был 10 миллионов. 

Компания решила использовать факторинг, чтобы увеличить отсрочку для покупателей. Фактор одобрил 1 миллион рублей в качестве лимита ― это максимальная сумма, которую поставщик мог получить, пока его покупатель расплачивается с фактором. Условия сотрудничества компании стали более привлекательными, и пошел рост продаж морепродуктов. 

Видя, что покупатели платят вовремя, фактор увеличил лимит по поставщику  до 15 миллионов. За год работы с факторинговой компанией поставщик в три раза увеличил месячный оборот с 10 до 30 миллионов.

Дисциплинировать тех, кто платит не вовремя. Бывает, что покупатели оттягивают платежи даже после крайнего-прекрайнего срока. Но при появлении третьей стороны ― фактора ― делать так уже неудобно, потому что специалисты факторинговой компании, в отличие от поставщика, не спешат понравиться и не сюсюкают со сроками. Деликатное подпинывание от факторинговой компании помогает избежать просрочек платежей от покупателей и в некотором смысле страхует от неуплаты.  

Заработать больше. Если отсрочка слишком большая, то компания потеряет дополнительную прибыль, ведь на вырученные деньги можно было купить ещё товара и реализовать его. Может, даже не один раз. А если у компании нет денег, то и в оборот пускать нечего. 

Факторинг помогает работать «как бы без отсрочки»: можно уступить накладную прям в день отгрузки товара, получить деньги сразу и покупать товары для производства или продажи снова. И не сидеть, как Хатико, ожидая отсроченной оплаты.

Поставщик отгрузил товар на 1 миллион, его прибыль с этой сделки 100 тысяч. С покупателем договорился, что отсрочка 3 месяца. Денег на закупку нового товара нет. А потому, в первую же неделю поставщик переуступил накладную фактору и получил от него 900 тысяч. Пока покупатель собирался с оплатой, поставщик успел два раза закупить и продать товар без отсрочки, заработав 200 тысяч дополнительной прибыли.

Увеличить оборот в сезон. Если товар или услуга сезонные ― срок их реализации ограничен ― нужно разовое увеличение объемов продаж. Отсрочки платежей будут некстати, потому что могут забрать деньги, нужные для увеличения оборота. Но факторинг решает эту проблему: вот вам деньги прямо сейчас, успевайте зарабатывать пока сезон и есть спрос.

Компания изготавливает сувениры. К новому году они делают елочные игрушки, статуэтки с символами года и праздничную мелочевку. Получают хорошую выручку. Период активных продаж короткий ― ноябрь-декабрь, но в сетевые магазины они начинают поставки в конце сентября. Крупные закупщики работают с отсрочками, поэтому деньги светят поставщику не скоро.

Но в феврале уже никто не будет украшать елку. И чтобы продавать, пока люди хотят покупать, компания уступает накладную фактору, получает деньги и на них уже закупает товар, который хорошо продается через онлайн платформы не магазинам, а обычным людям.

Проверить контрагентов. Факторинговые компании тщательно просматривают документы перед тем, как одобрить финансирование. Этим они страхуют себя от провальных сделок и связанных с ними головняков. Обтекаемые формулировки и лазеечки в договорах поставки проверяют в факторинговой компании, когда оценивают надежность контрагента. Им же тоже проблемы не нужны. 

Навести порядок в документах по поставкам. Если работа с факторинговой компанией ― это не разовый аттракцион, а постоянное сотрудничество, то вы получаете налаженный документооборот по поставкам. Сверка расчетов, контроль сроков оплаты, учет всех договоров.

В чем риски факторинга

Начнутся проблемы, если покупатель такой «Всё, пока, я не буду платить!» и уехал в закат. Фактор попыхтит, попробует добиться выплат. Но если он потерпит фиаско, то придет обратно к поставщику и потребует вернуть деньги. И тут не отвертеться.

Фактор не будет просить отчитываться за деньги, которые перевел, но лучше всего их потратить на приобретение товара для надежного покупателя, с которым вы уже работали. Это застрахует компанию в случае регресса: если дебитор не заплатит, хотя бы будет, где взять деньги для возврата фактору. Даже если будут просрочки и штрафы, все равно получится расплатиться.

Поставщик отгрузил федеральной сети супермаркетов товар с отсрочкой, через неделю он оформил регрессный факторинг. Все полученные деньги он инвестировал в новый проект, который не окупился. Когда отсрочка закончилась, федеральная сеть выставила взаимозачет и не оплатила по накладной.

Фактор пришел к поставщику с требованием вернуть деньги. А их нет ― ни в товаре, ни в другой дебиторке, ни в бизнесе вообще. Чаще всего фактор решает споры без суда, но в этот раз конфликт не получилось уладить по-другому. По судебному решению поставщик вернул деньги. Это был большой стресс и для собственника, и для бизнеса, потому что тяжело резко вытаскивать крупные суммы из оборота ― все может развалиться.

Правила безопасного факторинга

1. Внимательно читайте условия сотрудничества с факторинговой компанией и уточняйте непонятное. 

2. Оформляйте регрессный факторинг только на сделки с надежным покупателем, который несколько раз платил вовремя и точно не подставит. 

3. При регрессном факторинге имейте запасной план, откуда взять денег, если клиент сольется и не заплатит. 

4. Тратьте «факторинговые» деньги на покупку товаров и продавайте их надежным клиентам.

Оцените статью:
Опубликовано: 15.12.20 Просмотров: 649
Подписаться на статьи
Телеграм канал

Самые интересные