Дмитрий Фурье
Дмитрий Фурье
Финансовый директор
Владимир Серов
Владимир Серов
Редактор

В прошлой статье мы разобрали, что такое дыра в собственном капитале, и чем она опасна. Если коротко: это когда в бизнесе не осталось собственных денег, и он еще не закрылся лишь благодаря предоплатам, кредитам и займам. Сегодня разберемся, как избавиться от дыры в собственном капитале.

1. Понять причины возникновения дыры

Если были убытки, нужно определить эффективность бизнеса и найти способы выйти на прибыль. Для этого составьте финмодель и определите, где у вашей компании «больные места». Может быть, не хватает маржинального дохода и выручки для покрытия всех постоянных расходов, или, наоборот, раздуты административные расходы. А может, вы увидите, что проблема в отделе работы маркетинга — где слишком низкие конверсии для такого трафика. Задача — с помощью финмодели определить показатели, которые наиболее сильно влияют на прибыль.

Она же поможет проверить гипотезы, которые могут привести к увеличению прибыли. Например, если вы хотите узнать, как сильно повлияет на бизнес инвестиция в рекламу, введите несколько цифр в финмодели — и увидите результат.

Скачать шаблон финмодели

Пример из практики

Бизнес: Туристическое агентство из Пскова, есть дополнительный офис в Санкт-Петербурге.

Ситуация: Псковский офис стабильно приносил прибыль, но офис в Питере не зарабатывал достаточно, чтобы покрывать свои расходы на зарплату и аренду. Часть доходов псковского офиса направлялись на покрытие убытков питерского, но их едва хватало. Каждый месяц собственник закрывал долги предыдущего месяца и только успевал расплачиваться с туроператорами. В результате долги увеличивались, а бизнес не зарабатывал и наращивал дыру в собственном капитале.

Мы составили финмодель и определили два места, откуда берутся убытки:
— не хватало выручки для обеспечения валовой прибыли двух офисов;
— маржинальность сильно завязана на условия туроператоров. Не можем установить высокую наценку или снизить стоимость туров у туроператоров.

В финмодели протестировали гипотезу перехода на рынок туроператоров путем запуска «тематических туров». То есть начать самим договариваться с отелями и сами комплектовать туры. В этом случае можно управлять наценкой и диктовать свои условия клиентам. 

Положительный фактор гипотезы — прогнозы маркетологов на хороший спрос в Питере на подобный формат туров. Если до этого маржинальность была на уровне 7—12%, то после запуска туров она будет доходить до 30-35%. В переводе на рубли: раньше 1 млн выручки приносил 100 тысяч чистой прибыли, а сейчас может приносить 350 тысяч.

В перспективе это может вывести петербургский офис на самоокупаемость и сделать валовую прибыль положительной, а значит — оставлять больше прибыли для сокращения обязательств и дыры в собственном капитале. Но что-то всегда может пойти не так. 

Если гипотеза в реальности себя не оправдает, офис в Санкт-Петербурге придется закрыть. Это избавит от хронического убытка и поможет потихоньку закрывать дыру в собственном капитале.

После работы с финмоделью нужно мониторить прибыль по отчету о прибылях и убытках. Это подстраховка на тот случай, если вы протестировали гипотезу и увидели на бумаге мощный результат, а на деле прибыли не прибавилось. Если такое произойдет, нужно перепроверить гипотезу в финмодели и понять, где вы просчитались. Ну или принимать радикальные решения, как в примере выше.

Скачать шаблон отчета о прибылях и убытках

2. Продать имущество

Если у вас в компании есть имущество, которым вы не пользуетесь, продайте его, чтобы уменьшить сумму долга перед вашими кредиторами. Все что у вас есть в активах, можно превращать в деньги. 

Поищите неликвид на складе. Продайте выделенный руководству транспорт. Постарайтесь распродать невостребованные рабочие места — компьютеры, мебель, складское оборудование. В общем, продайте все, чем не пользуетесь и без чего можете прожить. Однажды основатель «Нескучных финансов» продал свой Мерседес, чтобы рассчитаться с долгами. Было жалко расставаться с машиной, но иногда продать имущество — хороший способ избежать банкротства или хотя бы рассчитаться с кредиторами.

3. Перестать платить дивиденды

Если у вас дыра в собственном капитале, то дивиденды все равно не получится платить своими деньгами. В бизнесе только кредитные деньги, а они не ваши. 

Даже если несмотря на дыру в капитале компания остается прибыльной, направьте всю прибыль на сокращение долга, пока не перестанете зависеть от кредиторов. Условно говоря, начните выкупать бизнес у своих  кредиторов по кусочкам.

Фиксируйте баланс, и следите за тем, как дыра уменьшается. Со временем дойдете до точки, когда в бизнесе появится собственный капитал.

4. Инвестировать свои деньги

Если вы любите свой бизнес, вложили в него много сил и уверены, что он еще может приносить вам прибыль, рассчитайтесь по долгам с помощью собственных накоплений.

Крайняя мера

Если вы понимаете, что дальше вылезти уже не получится, готовьтесь к тяжелым временам и закрывайте бизнес. Лучше подать на банкротство и самому выплачивать долги бизнеса, чем наращивать их до более плачевных ситуаций. В некоторых ситуациях порой — лучший выход, признать поражение и перестать терять деньги.

Альтернатива — продать бизнес. Убыточный бизнес в умелых руках может засиять, но найти такого покупателя, конечно, непросто.

Давайте по пунктам:

  1. Чтобы понять, есть ли у вас дыра в собственном капитале, составьте баланс компании — там будет видно, сколько у вас в бизнесе чужих денег, а сколько своих.
  2. Вводите антикризисное управление, чтобы максимизировать прибыль, сократить расходы и по максимуму погасить обязательства компании. 
  3. Не платите себе дивиденды из чужих денег. 
  4. Продайте ненужное имущество.
  5. Не берите новые займы.
  6. Расстаньтесь с компаний, если так сложились обстоятельства.
Диагностика финансов бизнеса

Пройдите тест, который поможет понять сильные и слабые стороны в финансах вашей компании. По результатам теста с вами свяжутся и подскажут, какие инструменты внедрять в первую очередь.

Пройти тест Это бесплатно
9 апреля
467