Екатерина Бутримова
Екатерина Бутримова
знает, где ваши деньги
Владимир Серов
Владимир Серов
теперь тоже знает

Бывает, что прибыль у компании есть, а денег в то же время нет. Если попали в такую ситуацию, не беспокойтесь: деньги просто заморозились, и их можно разморозить.

Глобально дело в следующем. У денег есть агрегатные состояния: например, лежат они на счете в виде рублей, а потом вы покупаете товар. Деньги не исчезли, а поменяли агрегатное состояние: были рублями, стали товаром. Деньги приобретают другое агрегатное состояние в запасах, дебиторской задолженности, основных средствах и незавершенном производстве.

Сразу предупредим, достать деньги, которые принадлежат по праву вам, можно не всегда — ведь если контрагент стал банкротом, то что с него взять? Но в большинстве случаев мне и коллегам из «Нескучных финансов» удается помочь бизнесу.

Роемся в запасах

Запасы — это деньги в виде товара. Например, вы купили партию лака для волос, но в вашей парикмахерской пока что достаточно лака из старой партии, поэтому новый лак будет лежать в подсобке.

Элитное продаем либо сразу, либо дешево

Мария открыла бутик эксклюзивной одежды европейских марок, о которых мы даже не слышали. Наценка на одежду была очень высокая и покупателей хватало, поэтому Мария не задумывалась о том, чтобы следить за остатками на складе. В итоге за девять лет одежды скопилось столько, что можно было бы открыть федеральную сеть. Во всей этой одежде заморожены деньги.
Продать эту одежду одежду уже невозможно: она вышла из моды. Чтобы вернуть хотя бы часть расходов, приходится устраивать распродажи и реализовывать одежду с огромными скидками.

Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно распродавать залежавшийся товар и проводить инвентаризацию — проверять, сходится ли фактическое количество товара на складе и в магазине с тем, что написано в документах. Инвентаризацию обязательно проводить как минимум раз в год перед сдачей бухгалтерской отчетности, но никто не мешает делать это чаще.

Разбираемся с дебиторской задолженностью

Дебиторка — это деньги в виде долга. Вы свои обязательства выполнили и можете признать выручку, но фактически денег у вас пока нет. Должниками бывают поставщики и покупатели:

Поставщики Покупатели
Вы оплатили поставку шерсти новозеландских овечек. Товар погрузили на борт, но капитан был пьян, и корабль пошел не туда. Поставщик не выполнил обязательства — теперь он вам должен. Шерсть все-таки приехала, вы связали бурки и отправили их оптовику в Дагестан. Вы договорились, что оптовик оплатит бурки через месяц. Все это время он будет вам должен.

Стимулируем менеджеров правильно

Максим закупает товар с 30-дневной отсрочкой и перепродает по более высокой цене с такой же отсрочкой. Логика здесь такая: получил товар → продал в тот же день → через 30 дней получил оплату → сразу рассчитался с поставщиком → положил прибыль в карман. Но однажды ему не хватило денег, чтобы рассчитаться с поставщиком. Максим просил продлить отсрочку, но поставщик не собирался ждать, требовал деньги и грозил судом.


Первым делом я внедрила в компанию Максима управленческий учет. Оказалось, что 50% дебиторки — просрочены: клиенты не платили вовремя. Тогда я предложила поменять условия работы менеджеров, Максим согласился. Раньше сотрудники получали процент за заключение сделки, а теперь — за оплату товара. Менеджеры стали активнее напоминать клиентам, что за поставку нужно платить. Просроченная дебиторка сократилась до 20% — и это допустимый уровень для нормального функционирования бизнеса Максима.

Чтобы такого не случалось, нужно знать, какие поставщики и покупатели вам должны и сколько. Если дебиторская задолженность не просрочена, стоит просто подождать, пока партнер выполнит свои обязательства. О просроченной задолженности можно вежливо напомнить, или просто обратиться в суд. 

Также важно сокращать период оборачиваемости, то есть среднее количество дней, за которое приходит оплата от клиентов. Чем меньше период, тем больше у компании денег на счетах. Чтобы сократить период, нужно давать покупателям меньше отсрочек, а самому пользоваться кредиторкой.

Пользоваться кредиторкой — это значит просить отсрочку у поставщиков, чтобы оборачивать деньги компании, пока поставщик ждет оплату. Закупаете товар и договариваетесь, что оплатите через месяц, а не переводите оплату сразу и ждете, пока товар продается.

Завершаем незавершенное производство

Незавершенное производство — это деньги в виде товаров, которые еще не готовы занять место на полке. К примеру, ваша кондитерская делает торты с вишенкой, а поставщик вишенок второй день не отвечает на телефон. Деньги в торты вложены, а продать их пока нельзя — производство не завершено, ждем вишенку.

Чтобы избежать незавершенного производства, нужно следить за остатками сырья, поддерживать оборудование в рабочем состоянии и держать контакты других поставщиков на всякий случай.

Следить за складом. Производству должно хватать исходников, иначе продукцию не получится выпускать. Сколько конкретно сырья держать на складе — поможет узнать складской учет.

Поддерживать работоспособность техники. Иногда производство встает, если станок выходит из строя. Чтобы этого не случалось, нужно регулярно проводить техобслуживание и записать телефоны инженеров, которые могут приехать и починить станок день в день.

Держать поставщиков про запас. Если у поставщика проблемы, он не сможет привезти вам сырье, и вы не выпустите продукт. Чтобы проблемы поставщика вас не касались, держите под рукой контакты других поставщиков.

Не тратим последнее на основные средства

Основные средства — это активы бизнеса, то есть деньги в виде имущества. Например, принтер в фотоателье или корова на ферме. 

Предприниматели часто приобретают основные средства в кредит. Это нужно делать осторожно: по кредиту нужно платить регулярно, а деньги от клиентов могут поступать не сразу. В результате легко оказаться в ситуации, когда платеж от клиента не поступил, а банк уже требует деньги и штрафует за просрочки.

Так было у нашего клиента: он занимался грузоперевозками и покупал в лизинг новые машины, как только мог себе это позволить. Вроде все логично: больше машин значит больше денег. Но в реальности клиенты далеко не всегда оплачивают счета вовремя, а платежи по лизингу пропускать нельзя, иначе машину заберут. Когда мы внедрили финансовый учет, стало ясно, что покупать новые машины уже давно нельзя. Я посоветовала планомерно расплачиваться с банком — и сейчас, спустя четыре года, машины уже в собственности.

Чтобы в деньгах компании был порядок, нужно вести финансовый учет. С этим помогаю я и мои коллеги — финансовые директора.

Финансовый директор для малого бизнеса

Профессиональный финдиректор «Нескучных финансов» возьмет на себя управление финансами вашей компании. Он будет регулярно предоставлять цифры, чтобы вы принимали на их основе управленческие решения. 

Что делает финансовый директор:
— Внедряет все необходимые управленческие отчеты
— Обеспечивает ежемесячный сбор цифр по компании
— Анализирует показатели и находит точки роста чистой прибыли
— Планирует финансовый результат и ведет бюджеты
— Рассчитывает финансовую целесообразность новых идей


Работаем удаленно с компаниями со всего мира. Услуга подходит компаниям с выручкой от 3 млн ₽ в месяц.

Подробнее об услуге »
Подробнее об услуге »
25 октября
910