
Путь от займов под 60% годовых и убыточных проектов к стабильной компании
Артем Цветков, автоматизация процессов. Как финмодель помогает перестать тратить деньги впустую
Артем Цветков, автоматизация процессов. Как финмодель помогает перестать тратить деньги впустую
Артем Цветков — совладелец Студии автоматизации Белоусова и Цветкова, которая помогает предпринимателям автоматизировать бизнес-процессы. Услуги Студии с самого начала пользовались спросом, так что выручка росла — а вот с деньгами была полная катастрофа. Однажды Артему и его партнеру пришлось за неделю срочно искать миллион рублей, чтобы закрыть все платежи.
В конце концов ребята решили разобраться, что идет не так. Они прошли наш Интенсив и стало ясно — во многом проблемы связаны с отсутствием привычки простраивать финмодель перед каждым новым проектом. Теперь Артем и его партнер по бизнесу каждый раз просчитывают до мелочей любую идею и не теряют деньги на провальных проектах.
Передаем слово нашему герою!
Мы с партнером по бизнесу познакомились в чате «Бизнес Молодости» два года назад. Мы стали общаться, поняли, что отлично ладим, и в итоге решили основать собственную компанию. Мы занимаемся автоматизацией бизнес-процессов, внедряем CRM-системы AmoCRM и Битрикс24. Работаем как с крупными, так и с небольшими компаниями.
У нас росла выручка, но денег не становилось больше — нам с партнером доставалось дай бог около 50 тысяч ежемесячно. Более того, случались кассовые разрывы.
Однажды нам пришлось искать миллион за неделю, чтобы расплатиться по обязательствам. Мы срочно заняли деньги с безумными годовыми процентами (60%) — и до сих пор расплачиваемся по кредитам.
При этом в месяц мы зарабатывали от 3 до 5 миллионов, на бумаге компания развивалась. В конце концов стало ясно, что это ненормальная ситуация. И мы решили: надо повышать финансовую грамотность и разобраться, наконец, в чем же наша проблема.
В попытках понять, что идет не так в нашем бизнесе, я попал на Интенсив «Нескучных финансов». После него многое встало на свои места. Например, я понял, что основная проблема нашей компании была в том, что мы не знали свою маржинальность.
У нас проектная деятельность, соответственно, деньги поступают на наш счет, когда клиент платит — а это происходит далеко не сразу после начала выполнения проекта. В итоге маржинальность «размазывается», если не считать ее правильно.
Под этим понятием я подразумеваю следующее: представьте, что команда начала работать над проектом, дедлайн — через месяц. Стоимость проекта, например, 200 000 ₽. Но по факту работа растягивается на три месяца вместо одного, и мы вынуждены эти 200 тысяч рублей делить на три. А зарплату команды не разделишь же не три — у всех фиксированные зарплаты. В итоге, мы работаем в минус. А теперь мы считаем деньги своими только тогда, когда проект выполнен.
Проектная деятельность связана с еще одной проблемой: часто заранее нельзя предугадать, окупится проект или нет. Для того, чтобы не работать в минус, нужно научится строить финмодели. А мы раньше этого не делали.
Теперь каждый раз, когда нам поступает предложение или приходит в голову идея, мы просчитываем финмодель. Вот, например, мы покупали выступления на известных площадках и форумах, чтобы повысить популярность.
Мы вкладывали в одно выступление до 200 000 ₽. Когда мы составили финмодель, мы поняли, что это абсолютно минусовая история.
Конечно, выступления приносят пользу и позволяют нам стать более известными, но вложение в 200 000 ₽ они не оправдывают. Мы тратили на них больше, чем могли себе позволить.
За построение финмоделей отвечает мой партнер: он лучше понимает цифры. Обычно расчет финмодели начинается с того, что мы между собой решаем, какой результат нам нужен. Это точка Б. «Нащупав» ее, мы начинаем в обратную сторону анализировать, какие шаги нам нужно сделать, чтобы прийти к точке Б из точки А — и что это, собственно, за точка А.
Например, мы хотим получить 300 000 ₽ чистых денег. Это наша точка Б. После того, как мы ее нашли, спрашиваем себя: сколько продаж потребуется сделать, чтобы получить 330 тысяч, сколько денег уйдет на зарплаты сотрудникам, маркетинг и так далее.
Дальше мы спрашиваем себя, сколько налогов нужно заплатить — допустим, нам надо на уплату налогов выделить сверху еще 30 тысяч. В самом конце мы смотрим на усилия, которые потребуется потратить, и конечный результат, и принимаем окончательное решение, нужен ли нам новый проект или нет.
Финмодель действительно сильно облегчает жизнь. Недавно благодаря построению финмодели мы отказались от проекта, который первоначально казался прибыльным.
У нас была база 20 тысяч пользователей Битрикса. Мы решили, что можно посадить колл-центр из шести человек и начать предлагать людям оплачивать услуги Битрикса через нас. Естественно, Битрикс получал бы при этом половину выручки.
Сначала казалось, что идея — кайф, но потом мы все посчитали, и выяснилось, что проект окупит себя только через полтора года. Так долго мы ждать не могли — и отказались от этой идеи.
Мы до сих пор выплачиваем кредиты и займы, которые были вынуждены брать, чтобы выйти из кассовых разрывов. Но сейчас мы работаем совершенно не так, как раньше. Мы наконец-то стали зарабатывать, у нас с партнером есть зарплаты и дивиденды. Мы точно знаем, сколько денег из бизнеса можем взять, чтобы не навредить компании.
Мы не обманываем себя и понимаем, что кассовые разрывы все еще вполне вероятны. Но теперь у нас есть четкий план по выходу из такой ситуации. И я думаю, что искать миллион за неделю нам уже не придется.
В нашей сфере большая конкуренция, но мы входим в топ-10 по версии Битрикса 24. Наша цель — войти в следующем году в пятерку лидеров, а еще через год — в тройку. Наш рост, разумеется, косвенно связан с тем, что мы наладили управленческий учет в компании и стали лучше понимать цифры.
Пройдите тест, который поможет понять сильные и слабые стороны в финансах вашей компании. По результатам теста с вами свяжутся и подскажут, какие инструменты внедрять в первую очередь.