Татьяна Тюльпинева
Татьяна Тюльпинева
Финансовый директор
Владимир Серов
Владимир Серов
Редактор

В кризис хочется как можно быстрее сократить расходы, и чтобы это было без вреда для компании, поэтому собственник начинает договариваться с сотрудниками о снижении зарплаты, с арендодателем — об отсрочке платежей за офис, с банками — о более дешевых кредитах. При этом владелец компании часто забывает, что деньги у него лежат практически в кармане. Мы говорим про дебиторскую задолженность — ситуацию, когда вам должны. 

Должниками могут быть клиенты и поставщики. Отгрузили клиенту товар с отсрочкой — появилась дебиторка. Заплатили за поставку сырья — опять дебиторка, чтоб ее. Если раздувать дебиторку, получится так, что вам все вокруг должны, а вы сидите без денег. В этой статье расскажем, как управлять дебиторской задолженностью, чтобы у вашей компании было как можно больше свободных финансов.

1. Назначьте ответственного сотрудника

Чтобы держать дебиторку под контролем, первым делом нужно определиться, с кого можно спросить. Назначить ответственным можно бухгалтера, юриста, финансиста или даже отдельного специалиста — смотрите по их загруженности. 

2. Держите дебиторку перед глазами

Чтобы снизить дебиторку, необходимо сначала выявить ее и собрать в одной таблице.

Таблицу можно вести как угодно, главное — чтоб вам было удобно. Наш пример таблицы

3. Измените систему мотивации

Привяжите выдачу премий и бонусов к моменту поступления денег от клиентов. Если ваши менеджеры просто заключают договоры и потирают руки, то у них нет мотивации контролировать оплату клиентов. Создайте такую мотивацию — и дебиторка начнет таять на глазах.

4. Предлагайте клиентам досрочно оплатить поставки

За досрочную оплату можно предложить скидки с цены товара или стоимости поставки. Так вы потеряете часть прибыли, но сократите период оборачиваемости дебиторской задолженности — и усилите приток денег.

Не переборщите со скидками, чтобы не начать работать в убыток. Лучше прочитайте нашу статью → Как рассчитать скидку

5. Напоминайте клиенту о себе 

С клиентами приятно всегда оставаться друзьями, поэтому напомните о себе по-дружески за 5—10 дней до наступления срока платежа. В большинстве случаев клиенты оценят заботу и оплатят вовремя.

6. Составьте акт сверки с дебиторами

Акт сверки — документ, с которым вы и ваш клиент можете убедиться, что у вас одна и та же информация о платежах. Бывает, что менеджер на стороне вашего клиента что-то перепутал и не перевел вам деньги, а директор и не в курсе. Когда отправите директору акт сверки, он сравнит его с платежами по расчетному счету, и станет ясно, кто кому должен. 

7. Напишите претензию дебиторам

Если задолженность просрочена, претензия поможет должнику понять, что вы не забыли про деньги и намерены их получить. Сообщите в претензии, что у клиента есть неоплаченный долг, вы готовы начислить пени и штрафы за нарушение сроков, а в случае чего — обратитесь в суд. 

8. Продайте долг 

Если долг безнадежен или не хочется возиться, его можно продать факторинговым компаниям или банкам. Права на долг переходят фактору, а вы получаете деньги здесь и сейчас. Теперь дебиторка вашего клиента — проблема фактора. Когда фактор взыщет долг, вы получите остаток суммы минус комиссия. Фактор пришлет небольшую сумму, но лучше синица в руке.

9. Подайте в суд на должника

Бывает, что претензия не подействовала на должника, а продавать долг совсем уж не выгодно. Обращайтесь в суд. Это долго и дорого, но надежно.

После положительного решения суда в вашу пользу не всегда должники бегут рассчитываться по долгам. В таких случаях, чтобы вернуть деньги необходимо постоянно напоминать о долге приставам.

10. Спишите безнадежную дебиторку

Если вообще никак не получилось вернуть деньги, их нужно списать. Этим вы уменьшите налоговую базу по налогу на прибыль.

Финансовый директор для малого бизнеса

Постоянное сопровождение. Наведем порядок в финансах, соберем отчетность, проанализируем цифры и дадим информацию для принятия прибыльных управленческих решений.

Записаться на консультацию Это бесплатно
5 июня
472