Дмитрий Фурье
Дмитрий Фурье
Финансовый директор

В этой статье разберем, зачем нужен баланс и из чего он состоит. А в следующих научим анализировать данные, которые он дает.

Два главных вопроса, на которые отвечает баланс

Где деньги? Когда компания получает прибыль по итогам месяца, не вся она лежит в кассе и ждет, когда вы ее заберете и потратите на цацки. Обычно она распределена по деньгам, запасам, дебиторской задолженности и другим активам. Баланс показывает это распределение.

Благодаря балансу собственник видит, где деньги

Насколько компания богата? Баланс показывает, активы на какую сумму работают в компании. В том числе —, какая часть этих активов принадлежит собственнику, а какая — заемная.

Баланс показывает за чей счёт существует бизнес — обеспечивает сам себя или живёт на чужие деньги

Из чего состоит баланс

Наверняка все слышали выражение, что активы должны быть равны пассивам. Это как раз про баланс — две его составляющие. Разберем их по порядку.

Активы

Активы — это все, что есть у компании. Они делятся на оборотные и внеоборотные.

Внеоборотные активы — это те активы, которые приносят доход больше одного года. К ним относят основные средства, нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения.

Вот, что к ним относится ↓

Основные средства — транспорт, техника, станки для производства, и дорогостоящий инструмент. В общем, всё, за счет чего выполняется работа.

Нематериальные активы — патенты, зарегистрированные товарные знаки, права на изобретения, произведенное ПО, деловая репутация. Их стоимость сложно оценить, поэтому обычно привлекают сторонних экспертов. Впрочем, они редко встречаются в малом бизнесе.

Долгосрочные финансовые вложения — доли в другом бизнесе, ценные бумаги.

Оборотные активы — это те, что обеспечивают доходность в каждом отчетном периоде. Отчетный период — это период, по итогам которого в компании принято собирать отчетность. Как правило, это месяц, но зависит от специфики бизнеса и его операционного цикла. Если у вас кофейня, операционный цикл — один день, потому что кофе покупают ежедневно. Если вы строите небоскребы на Луне и сдаете их за 10 лет, то операционный цикл равен 10 годам.

Такие активы можно быстро конвертировать в деньги.

Вот, что к ним относится ↓

Деньги компании. Тут всё просто — речь о денежках на расчетных счетах и в кассе.

Запасы для перепродажи или последующего перепроизводства.

Дебиторская задолженность — долги других перед вами. Вы отгрузили товар клиенту с отсрочкой оплаты в месяц — это дебиторка. Вы заплатили за сайт, а его сделают через три месяца — это тоже дебиторка.

НДС. Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог, который платят покупатели государству. Ваш бизнес — это лишь транзитный пункт. Поэтому платежи по НДС — это не доход и не расход компании. Но это актив, потому что этими деньгами вы можете пользоваться — главное потом заплатить вовремя. А для этого надо знать, когда и сколько вы должны отдать государству.

Прочие активы. Краткосрочные займы, переплаты, ошибочные платежи.

Пассивы

Если активы отвечают на вопрос, что в данный момент есть у компании, то пассивы — за чей счет мы приобрели активы. Например, у вас в компании транспорта на 50 млн рублей — это актив. А кредит в банке на 50 млн рублей, за счет которого вы купили эти машины, — это пассив.

Пассивы делят на две категории — собственный капитал и обязательства. Разбираемся.

Собственный капитал — это активы, которые собственник сам вложил в компанию. Он увеличивается за счет получаемых прибылей, и уменьшается за счет полученных убытков, выплаты дивидендов.

Эту сумму можно сравнить с вкладом в банк — она показывает, какая сумма лежит в бизнесе и приносит определенный процент годовых.

Собственный капитал складывается из трех составляющих ↓

Уставной капитал — то сколько собственники внесли в капитал компании личных денег

Накопленная прибыль или убыток. Сколько накоплено прибыли в компании — не выведенной учредителями или не направленной на развитие бизнеса. 

Добавочный капитал. Он возникает, если активы компании дорожают или дешевеют в процессе работы. Объясним на примере.

В прошлом году вы купили на деньги компании заводской цех за 12 млн рублей. В баланс пойдут:

  • Активы (стоимость цеха) = 12 млн рублей
  • Пассивы (деньги компании, на которые она купила цех) = 12 млн рублей

Прошел год, рынок поменялся — и теперь такой цех стоит уже 13,5 млн рублей. Стоимость вашего актива повысится. Стоимость пассива останется прежней, купили-то вы этот цех за 12 млн.

Но активы должны быть равны пассивам. Поэтому дополнительные 1,5 млн пойдут в добавочный капитал. Получится вот так:

  • Активы — 13,5 млн
  • Пассивы — 12 млн
  • Добавочный капитал — 1,5 млн

Обязательства — это то, сколько денег компания взяла взаймы для приобретения своих активов. Кредиты, лизинги, отсрочки, которые вам дают поставщики — это обязательства.

Обязательства делятся на долгосрочные и краткосрочные. Подробнее ↓

Долгосрочные обязательства — это кредиты, займы, лизинги сроком более года. Ключевой критерий, по которому относим пассивы в эту группу — продолжительность обязательств во времени. Если больше года — это долгосрочные обязательства.

Краткосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства — это тоже кредиты, займы и лизинги, но сроком до года. Также сюда скорее всего войдет кредиторская задолженность — то, сколько мы должны:

— покупателям (они внесли предоплату, а мы еще не выполнили обязательство)
— поставщикам (они отгрузили товар, а мы еще не заплатили)
— сотрудникам (они отработали месяц, а мы дадим зарплату чуть позже)
— государству (налоги и сборы)

Склеиваем активы и пассивы

Когда мы посчитаем активы и пассивы и отправим их в один отчет, получится вот такая таблица ↓

Подытожим

Сегодня мы выяснили, зачем нужен баланс и из чего он складывается. В следующей статье расскажем, как его анализировать — капитализация, коэффициенты финансовой независимости, периоды оборачиваемости и оборотный капитал. Вы пока, наверное, ничего из этого не понимаете, но поймете. И тогда сможете в полной мере пользоваться этим полезным инструментом.

А пока мы готовим следующую статью, попробуйте сами составить баланс. У нас для этого есть шаблон. Откройте его и сделайте копию.

Воспользоваться шаблоном баланса »

Интенсив по финансам

Видеокурс, о том, как внедрить систему финучета и построить стабильную прибыльную компанию.

Что будет на этом видеокурсе:
— Как правильно считать прибыль и не допускать кассовых разрывов
— Какие отчеты нужно вести предпринимателю и как использовать их для принятия решений
— Составите первые версии ДДС, ОПиУ, Баланса
— Шаблоны таблиц
— Пошаговый алгоритм, как навести порядок в финансах

Интенсив по финансам подходит для компаний возрастом 2+ лет и с выручкой 1+ млн ₽ в месяц.

Подробнее об Интенсиве »
Подробнее об Интенсиве »
10 июля
391