Дмитрий Фурье
Дмитрий Фурье
Финансовый директор

В этой статье разберем, зачем нужен баланс и из чего он состоит. А в следующих научим анализировать данные, которые он дает.

Два главных вопроса, на которые отвечает баланс

Где деньги? Когда компания получает прибыль по итогам месяца, не вся она лежит в кассе и ждет, когда вы ее заберете и потратите на цацки. Обычно она распределена по деньгам, запасам, дебиторской задолженности и другим активам. Баланс показывает это распределение.

Благодаря балансу собственник видит, где деньги

Насколько компания богата? Баланс показывает, активы на какую сумму работают в компании. В том числе —, какая часть этих активов принадлежит собственнику, а какая — заемная.

Баланс показывает за чей счёт существует бизнес — обеспечивает сам себя или живёт на чужие деньги

Из чего состоит баланс

Наверняка все слышали выражение, что активы должны быть равны пассивам. Это как раз про баланс — две его составляющие. Разберем их по порядку.

Активы

Активы — это все, что есть у компании. Они делятся на оборотные и внеоборотные.

Внеоборотные активы — это те активы, которые приносят доход больше одного года. К ним относят основные средства, нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения.

Вот, что к ним относится ↓

Основные средства — транспорт, техника, станки для производства, и дорогостоящий инструмент. В общем, всё, за счет чего выполняется работа.

Нематериальные активы — патенты, зарегистрированные товарные знаки, права на изобретения, произведенное ПО, деловая репутация. Их стоимость сложно оценить, поэтому обычно привлекают сторонних экспертов. Впрочем, они редко встречаются в малом бизнесе.

Долгосрочные финансовые вложения — доли в другом бизнесе, ценные бумаги.

Оборотные активы — это те, что обеспечивают доходность в каждом отчетном периоде. Отчетный период — это период, по итогам которого в компании принято собирать отчетность. Как правило, это месяц, но зависит от специфики бизнеса и его операционного цикла. Если у вас кофейня, операционный цикл — один день, потому что кофе покупают ежедневно. Если вы строите небоскребы на Луне и сдаете их за 10 лет, то операционный цикл равен 10 годам.

Такие активы можно быстро конвертировать в деньги.

Вот, что к ним относится ↓

Деньги компании. Тут всё просто — речь о денежках на расчетных счетах и в кассе.

Запасы для перепродажи или последующего перепроизводства.

Дебиторская задолженность — долги других перед вами. Вы отгрузили товар клиенту с отсрочкой оплаты в месяц — это дебиторка. Вы заплатили за сайт, а его сделают через три месяца — это тоже дебиторка.

НДС. Налог на добавленную стоимость — это косвенный налог, который платят покупатели государству. Ваш бизнес — это лишь транзитный пункт. Поэтому платежи по НДС — это не доход и не расход компании. Но это актив, потому что этими деньгами вы можете пользоваться — главное потом заплатить вовремя. А для этого надо знать, когда и сколько вы должны отдать государству.

Прочие активы. Краткосрочные займы, переплаты, ошибочные платежи.

Пассивы

Если активы отвечают на вопрос, что в данный момент есть у компании, то пассивы — за чей счет мы приобрели активы. Например, у вас в компании транспорта на 50 млн рублей — это актив. А кредит в банке на 50 млн рублей, за счет которого вы купили эти машины, — это пассив.

Пассивы делят на две категории — собственный капитал и обязательства. Разбираемся.

Собственный капитал — это активы, которые собственник сам вложил в компанию. Он увеличивается за счет получаемых прибылей, и уменьшается за счет полученных убытков, выплаты дивидендов.

Эту сумму можно сравнить с вкладом в банк — она показывает, какая сумма лежит в бизнесе и приносит определенный процент годовых.

Собственный капитал складывается из трех составляющих ↓

Уставной капитал — то сколько собственники внесли в капитал компании личных денег

Накопленная прибыль или убыток. Сколько накоплено прибыли в компании — не выведенной учредителями или не направленной на развитие бизнеса. 

Добавочный капитал. Он возникает, если активы компании дорожают или дешевеют в процессе работы. Объясним на примере.

В прошлом году вы купили на деньги компании заводской цех за 12 млн рублей. В баланс пойдут:

  • Активы (стоимость цеха) = 12 млн рублей
  • Пассивы (деньги компании, на которые она купила цех) = 12 млн рублей

Прошел год, рынок поменялся — и теперь такой цех стоит уже 13,5 млн рублей. Стоимость вашего актива повысится. Стоимость пассива останется прежней, купили-то вы этот цех за 12 млн.

Но активы должны быть равны пассивам. Поэтому дополнительные 1,5 млн пойдут в добавочный капитал. Получится вот так:

  • Активы — 13,5 млн
  • Пассивы — 12 млн
  • Добавочный капитал — 1,5 млн

Обязательства — это то, сколько денег компания взяла взаймы для приобретения своих активов. Кредиты, лизинги, отсрочки, которые вам дают поставщики — это обязательства.

Обязательства делятся на долгосрочные и краткосрочные. Подробнее ↓

Долгосрочные обязательства — это кредиты, займы, лизинги сроком более года. Ключевой критерий, по которому относим пассивы в эту группу — продолжительность обязательств во времени. Если больше года — это долгосрочные обязательства.

Краткосрочные обязательства

Краткосрочные обязательства — это тоже кредиты, займы и лизинги, но сроком до года. Также сюда скорее всего войдет кредиторская задолженность — то, сколько мы должны:

— покупателям (они внесли предоплату, а мы еще не выполнили обязательство)
— поставщикам (они отгрузили товар, а мы еще не заплатили)
— сотрудникам (они отработали месяц, а мы дадим зарплату чуть позже)
— государству (налоги и сборы)

Склеиваем активы и пассивы

Когда мы посчитаем активы и пассивы и отправим их в один отчет, получится вот такая таблица ↓

Подытожим

Сегодня мы выяснили, зачем нужен баланс и из чего он складывается. В следующей статье расскажем, как его анализировать — капитализация, коэффициенты финансовой независимости, периоды оборачиваемости и оборотный капитал. Вы пока, наверное, ничего из этого не понимаете, но поймете. И тогда сможете в полной мере пользоваться этим полезным инструментом.

А пока мы готовим следующую статью, попробуйте сами составить баланс. У нас для этого есть шаблон. Откройте его и сделайте копию.

Воспользоваться шаблоном баланса »

Хотите управлять бизнесом на основе цифр? Приходите на Финразбор

Двухдневном курсе о том, как использовать информацию из финансового учета для принятия результативных решений в бизнесе. Бизнес из хаоса превращается в управляемую систему. 
Понятно, над чем работать, чтобы достичь запланированного результата и не угодить в кассовый разрыв.

Но самое крутое, что перед самим двухдневным курсом мы составляем всем участникам финансовые модели. Другими словами, переводим их бизнесы на язык цифр. Знания об управлении на основе цифр можно сразу же спроецировать на свою компанию. Участники не просто получают абстрактные правильные знания, а сразу же видят, как они влияют на их результат.

На Финразборе вы получите финмодель и знания, без которых невозможно привести компанию к зрелости. Участие вживую в Москве или онлайн из любой точки мира.

Программа Финразбора »
Программа Финразбора »
10 июля
58