Сергей Ивченков
Сергей Ивченков
Финансовый директор
Илья Еремин
Илья Еремин
Главред

В итоге, Дима жалуется всем знакомым на Форд — мол, плохую машину сделали, через два года уже сломалась. А Валера, наоборот, хвалит производителя — за пять лет он ни разу не был в автосервисе.

Резкий перескок мысли ↓

В прошлой статье мы разобрались, что такое амортизация. В двух словах, амортизация — это когда вы «размазываете» стоимость основного средства по периоду его использования.

Еще один резкий перескок ↓

Как показывает ситуация Димы и Валеры, амортизировать основные средства по времени использования — не слишком точно. За одинаковое время одно основное средство можно загонять до смерти, а другое такое же даже не использовать. Отдача у этих основных средств разная, а амортизацию начисляем так, будто одинаковая. Непорядок.

Поэтому умные люди придумали два других метода амортизации — по полезному использованию и методу уменьшающегося остатка. О них сегодня и поговорим.

А оно мне надо?

Чтобы понять, нужно ли вам заморачиваться с этими альтернативными способами, оцените, какую роль играют основные средства в вашем бизнесе.

Бывают компании, где основные средства играют второстепенную роль. Например, в продуктовом магазине есть кассовые аппараты, пару компьютеров в офисе, полки для продуктов. Эти основные средства нужны, конечно, но не играют решающей роли — как, например, запасы на складе или деньги на счетах. Без запасов никаких продаж не будет, а без денег на счетах не будет запасов.

Для таких компаний подходит линейный метод амортизации. Линейный — это как раз тогда, когда вы делите стоимость основного средства на предполагаемый срок использования. Это наиболее простой и наименее точный метод.

Если у вас так, то не заморачивайтесь — линейный метод подойдет

А в сервисе по аренде автомобилей, наоборот, всё держится на основных средствах — машинах. Автомобили, которые сдают в аренду, — это смысл всего бизнеса. Раздолбайский линейный метод не подойдет, тут нужна точность.

Художественный креатив на тему «Бизнес, который держится на основных средствах»

Амортизация по полезному использованию и по уменьшающемуся остатку — это как раз про точность.

Если ваш бизнес держится на основных средствах и важно их точно проамортизировать, то оно вам надо. Если нет, то не надо и можете дальше не читать. А здесь полезная статью для всех — почитайте лучше её.

Амортизация по методу полезного использования

Метод полезного использования похож на линейный. Только стоимость делится не на срок использования, а на максимальный физический параметр, который прослужит основное средство. Параметр зависит от основного средства. Например, для автомобилей это будет пробег в километрах, для станка — машино-часы.

Точность достигается за счет того, что мы амортизируем основное средство только тогда, когда оно используется, и только в той мере, в которой оно используется. Машина проехала много — амортизации начислили много, машина проехала мало — амортизации начислили мало, машина стояла — амортизация равна нулю.

Таксопарк «Черепашка» купил автомобиль за 500 000 ₽. Технический директор рассчитывает, что машина проедет 50 000 км. Получается, каждый километр стоил таксопарку 10 рублей. Вот из этих циферок и будем рассчитывать амортизацию.

Май. Автомобиль проехал 500 км.

Амортизация = 500 км * 10 ₽ = 5 000 ₽

Июнь. Автомобиль проехал 1 500 км. 

Амортизация = 1500 км * 10 ₽ = 15 000 ₽

Июль. Спрос упал, автомобиль простаивал.

Амортизация = 0 ₽

Амортизация по методу уменьшающегося остатка

Метод уменьшающегося остатка сложнее по расчету и специфичный — мы в своей практике его ни разу не использовали. Поэтому сначала расскажем, в каких ситуациях он полезен. Если это ваш случай — тогда переходите к формуле расчета, если нет, то заканчивайте читать.

Метод полезен для основных средств с неравномерной отдачей. Другими словами, когда основное средство в первые несколько лет после покупки дает огого сколько пользы, а потом все меньше и меньше.

Со временем основные средства теряют в эффективности и приносят меньше пользы. Надеюсь, Арнольд не обидится

Например, вы купили в свою дизайн-студию новый компьютер. Первый год им пользуется видеомонтажер. Второй год — дизайнер. Третий год — копирайтер. Четвертый — секретарь играет в Пасьянс. С каждым годом компьютер устаревает и приносит все меньше пользы, хотя этот тот же самый компьютер.

Пригодится вам этот метод? Если да, то вот, как он работает ↓

Сначала мы определяем, на какой процент подешевеет основное средство за год. И каждый год умножаем стоимость на этот процент. В принципе, это всё — давайте сразу на примере.

Алексей купил партию компьютеров за 1 000 000 ₽. Каждый год компьютеры будут терять в цене 25%.

Амортизация за первый год = 1 000 000 ₽ * 25% = 250 000 ₽

Амортизация за второй год = 750 000 ₽ * 25% = 187 000 ₽

750 000 ₽ — это новая цена компьютеров после амортизации

Амортизация за третий год = 563 000 ₽ * 25% = 140 750 ₽

Ну и так далее. Когда вы доамортизировались до того, что основное средство стоит меньше 20% первоначальной стоимости, применяем линейный метод. Допустим, нашим компьютерам остался еще год, потом их спишут ↓

Амортизация за четвертый год = 200 000 ₽ / 12 месяцев = 16 660 ₽ в месяц.

Помните: управленческий учет — это не всегда про точность. Это вам не бухгалтерия: здесь важно видеть общую картину и закономерности. Точность нужна такая, которая позволит принимать управленческие решения. Мы считаем, что лучше собрать на 80% готовую отчетность к пятому числу месяца, чем на 100% готовую к десятому числу.

А если у вас вообще еще нет отчетности, то вот, где вы можете ее настроить ↓

Финансовый директор для малого бизнеса

Когда собственник или гендир заполняют финансовые отчеты и пытаются разобраться в перипетиях оборотного капитала — это не дело, потому что неэффективно. Этими вещами должен заниматься специалист.

Передайте управление финансами вашего бизнеса финансовому директору из «Нескучных финансов». Он внедрит необходимые отчеты, проследит за их заполнениями, проанализирует финансовую ситуацию в компании и предложит руководителю варианты, как увеличить чистую прибыль компании.

Финдир делает так, что 5 числа каждого месяца руководитель получает сводку по ключевым показателям компании. Он знает, что нужно сделать, чтобы улучшить результат. Бизнес под контролем.

Подробнее о Финдиректоре для малого бизнеса »
Подробнее о Финдиректоре для малого бизнеса »
11 июля
27