Руслан Царев
Руслан Царев
Написал Сторис

Наталья Астапкович — собственник логистической компании «Адельтранс». Офис компании находится в Челябинске. Уже 12 лет она доставляет грузы весом от 1 тонны по всей стране и СНГ. Сейчас у «Адельтранса» больше 280 постоянных клиентов, автопарк из 12 машин, более 30 сотрудников. В месяц — свыше 300 перевозок, общий вес доставленных грузов превышает 4 тысячи тонн.

Сражается с дебиторкой

К Нескучным Наталья пришла, потому что компании не хватало денег не только на развитие, но и текущую деятельность. Кассовые разрывы случались постоянно.

Кассовый разрыв — ситуация, когда компания прибыльная, но нет денег на текущие платежи: зарплаты, аренду, оплаты поставщикам.

Оплату за выполненные грузоперевозки компания получает с отсрочкой. Скажем, в феврале доставила груз на 20 млн рублей. Но живыми деньгами получит их в апреле-мае. А пока эти деньги зарыты в дебиторке.

Дебиторская задолженность, или дебиторка — все, что должны бизнесу контрагенты.

В марте надо выполнять новые заказы. Для этого — перевести авансы поставщикам. Регулярные платежи по обязательствам и косвенные расходы тоже никуда не деваются.

Косвенные расходы — расходы, которые не связаны напрямую с конкретным проектом. Для грузоперевозок — с доставкой конкретного груза из пункта А в пункт Б. Затраты на бензин и суточные водителя для этой поездки — прямые. На аренду офиса и зарплату персонала — косвенные.

Живые деньги в компанию регулярно заходили. Но в учете царил бардак. Поэтому владелица не могла точно спрогнозировать доходы и расходы по месяцам. И не знала, когда и сколько может изъять из прибыли или инвестировать в развитие так, чтобы оставить достаточную сумму на расходы и не случилось кассового разрыва.

Дмитрий Фурье
Дмитрий Фурье
Финдиректор
«Я работаю с „Адельтрансом“ больше полугода, прежде их вел Саша Афанасьев. Наталья более-менее научилась вести отчетность. А вот проблема с дебиторкой остается приоритетом. Задача — настроить ее учет, по возможности с использованием автоматизаторов-интеграторов».

Второй причиной, по которой компании не хватает денег, оказалась инвестиционная деятельность.

Пересматривает инвестиционную стратегию

Инвестиционная деятельность бизнеса включает приобретение основных средств или нематериальных активов, выдачу займов из свободных средств компании и размещение свободных денег на депозитах. У «Адельтранса» инвестиционная деятельность — это приобретение новых автомобилей, то есть основных средств.

Когда у компании появляются свободные средства, на них берут в лизинг новые машины. Владелица рассчитывает — с каждой новой машиной она сможет брать больше заказов. Значит, больше выручка — больше и живых денег. Выручка и правда растет. Но живых денег не прибавляется. А дело вот в чем.

У компании появились свободные, скажем, 4 млн рублей — она всё потратила на первый взнос за лизинг новых машин. Стало больше активов, выручки, прибыли — а ситуация с деньгами не выровнялась. Выручка от дополнительных заказов тоже зарывается в дебиторке. Ведь клиенты заплатят за эти заказы тоже с отсрочкой. Больше становится и кредиторка, а с ней — сумма регулярных платежей по лизингу.

Кредиторская задолженность, или кредиторка — всё, что бизнес должен контрагентам.

Из-за бардака с цифрами Наталья не могла точно рассчитать, как покупка новых машин отразится на живых деньгах. Да и сейчас пока нет полной ясности, когда лучше оставить свободные средства в компании, а когда купить новую машину. Но уже понятно — автомобили, которые есть, можно использовать более эффективно.

Когда у «Адельтранса» появляются свободные деньги, компания инвестирует их в автопарк
Дмитрий Фурье
Дмитрий Фурье
«Не исключаю, что в корне пересмотрим стратегию закупок транспорта. Цель — чтобы оставались деньги на более комфортное ведение дел.

Сейчас бизнес стабильный, выручка и прибыль не скачут. Потенциал оптимизации доходов и расходов невелик.

Поэтому надо больше работать с оптимизацией активов — эффективностью дебиторки и собственного транспорта. Представляется — основной приток живых денег будет именно оттуда.

А в ближайшем будущем, скорее всего, придется покупать меньше машин и эффективнее использовать те, что есть. Тогда живых денег станет больше. Впрочем, пока главное — разобраться с дебиторкой и кредиторкой».

Изменила способ амортизации автопарка

Компания считала амортизацию собственных автомобилей по сроку полезного использования. Из-за этого на бумаге они дешевели быстрее, чем по факту → стоимость активов в балансе и чистая прибыль компании занижались.

Амортизация — уменьшение стоимости оборудования, транспорта и других активов по мере их использования. Чаще всего, чтобы рассчитать амортизацию, стоимость актива делится на количество месяцев его полезного использования. Если этот срок — 10 лет, на 120: 12 месяцев Х 10. Полученную цифру каждый месяц вычитаем из операционной прибыли при расчете чистой и из стоимости актива в управленческом балансе.

Когда автомобиль в простое, его амортизацию лучше считать по пробегу

Темпы удешевления машин в отчетах не совпадали с реальными, потому что не все автомобили изо дня в день находятся в рейсах. Случаются и простои. А ключевым показателем износа автомобиля считается пробег.

Дмитрий Фурье
Дмитрий Фурье
«Когда мы начали разбираться, поняли — лучше амортизировать по пробегу. Теперь внедряем новый метод, который позволит считать амортизацию машин в простое не за месяц, а по фактическому пробегу. Так будет точнее и справедливее. Параллельно работаем над тем, как сократить простои и использовать собственный автопарк компании с максимальным эффектом».

Настроила панель приборов

Для Натальи мы настроили панель приборов.

Панель приборов — это огромная таблица, где в динамике отражены ключевые показатели эффективности (KPI).

Выглядит панель приборов вот так:

Панель приборов логистической компании «Адельтранс»

В синих столбцах зафиксированы минимальные и целевые показатели, на которые надо ориентироваться при управлении. Своеобразный радар.

В столбцах 1-6 — значения с мая по июнь.

Достигли целевого значения или превысили его — ячейка подсвечивается зеленым. Упали ниже минимума — сигнализирует красным.

Если ячейка не подсвечивается, показатель в допустимых пределах. Внесли данные — садимся и сверяемся, за счет чего достигли цели или случился провал. Подбираем список решений, чтобы достичь целевого показателя в следующем месяце.

Изначально панель составляли под анализ эффективности собственного транспорта. А когда Наталья увидела, как удобно с ней работать, включили туда показатели из всех отчетов.

Своя панель приборов есть и у Нескучных. Как CEO Нескучных Сергей Краснов рулит нашей лодкой с помощью панели приборов. 
Прочитать »

Сэкономила 1 млн рублей

А еще Наталья благодаря финмодели сэкономила 1 млн рублей. Как ей это удалось, рассказывает Саша Афанасьев в видеоролике:

Шаблон Финмодели »

Сделала бизнес  прозрачным

Александр Афанасьев
Александр Афанасьев
Финансовый эксперт
«Золотым веком грузоперевозок были 90-е. Как и во многих сферах, тогда маржа все прощала. Наличность завозилась чемоданами. Поэтому было достаточно смотреть на оборот, который постоянно рос. А выручкой и прибылью не заморачиваться.

С увеличением конкуренции маржа стала сокращаться. И начались проблемы, появились кассовые разрывы. Это стало следствием непрозрачности бизнеса на уровне цифр.

Пример Натальи свидетельствует — проблемы транспортников решаемы. Нам с ней еще есть, над чем работать. Но благодаря тому, что теперь бизнес, как на ладони, стало понятно, что делать. А мы точно знаем, чем помогать транспортным компаниям».

Финансовый директор для малого бизнеса

Профессиональный финдиректор «Нескучных финансов» возьмет на себя управление финансами вашей компании. Он будет регулярно предоставлять цифры, чтобы вы принимали на их основе управленческие решения. 

Что делает финансовый директор:
— Внедряет все необходимые управленческие отчеты
— Обеспечивает ежемесячный сбор цифр по компании
— Анализирует показатели и находит точки роста чистой прибыли
— Планирует финансовый результат и ведет бюджеты
— Рассчитывает финансовую целесообразность новых идей

Работаем удаленно с компаниями со всего мира. Услуга подходит компаниям с выручкой от 3 млн ₽ в месяц.

Подробнее об услуге »
Подробнее об услуге »
21 июля
94